Рейтинг@Mail.ru
Бесценный голландец - РИА Новости, 03.05.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бесценный голландец

© Ян ВермеерЯн Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой". Около 1665-1667 годов
Ян Вермеер Девушка с жемчужной сережкой. Около 1665-1667 годов
Читать ria.ru в
Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, в наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".

Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. Французский аристократ Балтазар де Монкони в 1663 году писал в своем дневнике: "Я был представлен художнику Вермееру в Делфте, но тот не имел в своем доме ни одной собственной картины. Мы, однако, обнаружили одну у пекаря, который купил эту работу за сотню ливров. Я же думаю, что и шесть пистолей было бы слишком высокой ценой". В наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".

До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, сей факт специалисты связывают с небольшим количеством произведений художника. Чуть более тридцати атрибутированных работ, сейчас ему приписывается 36 (37) работ, но споры относительно атрибуции некоторых из них продолжаются. В 2007 году датированная 1655 годом "Святая Праскеда" была продана на аукционе Christie's, ее эстимейт тогда составил 12 миллионов долларов, в ее принадлежности этой работы кисти Вермеера, впрочем, уверены не все.

Единственная картина Вермеера, увидеть которую на данный момент невозможно – "Концерт", написанный в период  1663-1666 годов. Даже две работы, находящиеся в частных коллекциях — "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)", датированная 1670-1672 годами, и "Святая Пракседа" — до середины января 2013 года доступны публике на выставке в римском манеже Квиринале.

© Фото : Частная коллекцияРаботы Яна Вермеера "Святая Пракседа" (1655) и "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)" (Около 1670-1672)
Работы Яна Вермеера Святая Пракседа (1655) и Молодая женщина за вирджиналом (клавесином) (Около 1670-1672)

"Концерт", принадлежащий коллекции Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, был похищен в ночь на 18 марта 1990 года. Это преступление до сих пор считается одним из самых громких и дерзких ограблений ХХ века, расследование которого так и не завершено. Преступники, прикинувшиеся полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, в числе которых была и картина Вермеера. Сейчас "Концерт" оценивается, по меньшей мере, в 100 миллионов долларов. Расследование этого дела уже более 20 лет ведут служба охраны музея совместно с бостонским отделением ФБР. За информацию, которая позволит вернуть похищенное, обещана награда в 5 миллионов долларов.

© Public domain
Ян Вермеер (Делфтский) "Концерт" (1658-1660)

Вермееру, о жизни которого, как любят повторять эксперты, "известно очень мало", посвящены многотомные труды исследований, а его работы окутывает множество выдуманных легенд и реальных фактов, в которые верится с трудом, тем более сейчас, спустя почти 400 лет со дня рождения художника (31 октября 1632 года). На родине художника находится, между тем, всего 7 его работ, увидеть которые можно в Амстердаме и Гааге. Здесь находятся самое раннее из его произведений – датированная 1653-56 годами "Диана со спутницами (нимфами)", и самое известное – "Девушка с жемчужной сережкой".

"Диана со спутницами"
Около 1653-1656 годов
Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага

Как уже было сказано, документальных свидетельств о жизни художника очень мало. Известно, что он был вторым ребенком и единственным сыном  Рейнера Янца (Reynier Jansz), владельца гостиницы в Делфте, занимавшегося торговлей картинами. С 1632 года он носит имя Вермеер, под которым и был крещен его сын Ян 31 октября 1632 года.

У кого учился Вермеер, тоже до конца не известно. Документы, датированные 1640 годом, подтверждают, что отец Вермеера поддерживал деловые отношения с такими художниками, как Бальтазар ван дер Аст и Питер Стенвейк. И многие полагают, что они могли преподать первые уроки живописи юному Яну. Еще один подтвержденный факт – 29 декабря 1653 года (в возрасте 21 года) Вермеер был принят в Гильдию Святого Луки (цех, с  XV века объединявший художников, скульпторов и печатников). Условием приема в гильдию было шестилетнее обучение у одного из живописцев, рекомендованных членами гильдии. Существует две альтернативных теории, по одной из которых учителем юного Вермеера был Леонарт Брамер, по другой – ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Причем сторонников второй теории среди искусствоведов на порядок больше.

В том же 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Будущей супруги художнику пришлось добиваться. Против брака сначала выступала мать девушки Мария Тинс. Во-первых, Вермеер был не столь богат, как семья девушки, а во-вторых, препятствием к браку была разница в вероисповедании будущих супругов: Вермеер был кальвинистом, а Катарина – католичкой. В результате художник принял католическую веру, и, в конце концов, тёща сменила гнев на милость: спустя какое-то время вся большая семья поселилась под одной крышей.  Кстати, семья была действительно большой (а по современным меркам просто огромной): у Вермееров было 11 детей. Содержать дом лишь на деньги от продажи картин художник не мог, поэтому в последующие годы продолжал управлять гостиницей, доставшейся ему от отца, и заниматься продажей картин.

На раннем этапе творчества Вермеер обращался к мифологическим или христианским сюжетам, к которым позже уже никогда не возвращался. Подпись художника на картине сейчас, после нескольких реставраций, практически не видна, однако подлинность работы подтверждает каталог музея от 1895 года.

© Фото : Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)Ян Вермеер "Диана со спутницами". Около 1653-1656 годов
Ян Вермеер Диана со спутницами. Около 1653-1656 годов

Сюжет этой работы почерпнут им из "Метаморфоз" Овидия. На первом плане – богиня Диана (Артемида), окружают которую четыре нимфы, помогающие ей омыть ноги после охоты. Сама Диана написана необычно для того времени. Чаще всего Диану и ее спутниц изображали обнаженными или во время купания (эту картину часто сравнивают с более ранней работой Якоба ван Лоо). У Вермеера же все персонажи одеты, а богиню выдает лишь полумесяц в волосах, а не обычные атрибуты охотницы – лук и стрелы. Что касается нимф, то историкам удалось определить лишь одну из них – Каллисто. Это женщина в черном с красной лентой в волосах. Согласно Овидию, Каллисто, как и спутницы богини, и сама Диана, должны были хранить девственность, но ее соблазнил Зевс. На картине она стоит в тени, опустив глаза, из страха, что ее беременность будет обнаружена Дианой. Ее также отличает наглухо закрытая одежда.

Небольшая деталь картины – цветок чертополоха на первом плане – до сих пор ставит в тупик ученых. Интерпретировать символизм живописи XVII века сложно. Одни исследователи считают, что чертополох символизирует самоотречение и трудный, но благородный путь жизни, другие полагают, что это намек на мужское начало, а именно на еще не родившегося сына Каллисто – Аркада (Аркаса), третьи считают растение символом земной печали и скорби и трактуют его с точки зрения христианства, а не мифологии.

"Маленькая улочка"
Около 1657-1661 годов
Рейксмузеум (Rijksmuseum), Амстердам

Среди работ Вермеера выделяются два пейзажа – не самые характерные для его творчества сюжеты – оба раза он рисовал свой родной город. Это "Маленькая улочка", хранящаяся в Рейксмузеуме, и "Вид Делфта" из коллекции Королевской галереи Марурицхейс.

Четкая геометрия линий кирпичного фасада здания и мостовой и тихая сдержанность фигур на картине производят впечатление нехватки движения, и именно это как бы затягивает зрителя.

 

В левой части картины изображен соседний дом в зарослях винограда. Сейчас листва имеет синеватый оттенок, это объясняется тем, что зеленый цвет художник создавал, накладывая мазки желтой глазури поверх синего ультрамарина, со временем глазурь выцвела, и проступил синей оттенок листвы. Этот "дефект" характерен для большинства работ того времени. Эта работа также подписана художником: слева на белом фоне стены здания, обвитого виноградом, прямо над лавкой можно увидеть "i VMeer". Эту работу часто сравнивают с произведениями Питера де Хоха, искусствоведы до сих пор спорят, кто из художников подражал другому.

© Фото : Rijksmuseum, AmsterdamЯн Вермеер "Маленькая улочка". Около 1657-1661 годов
Ян Вермеер Маленькая улочка. Около 1657-1661 годов

По мнению исследователей, на картине изображено обычный дом представителя среднего класса, построенный во второй половине  XV – начале XVI века. Дом находился по все видимости в той части города, что не пострадала при пожаре в 1536 году, однако следы многочисленных трещин, по их мнению, являются последствиями взрыва порохового склада в 1654 году. Это один из самых натуралистичных городских пейзажей своего времени, "портрет Голландии XVII века". В подобном же доме жил и сам художник.

Историки довольно долго пытались выяснить, где точно была написана картина. И согласно их исследованиям, наиболее вероятным кандидатом является район Фолдерсграхт (Voldersgracht), где, как предполагают, родился Ян Вермеер.  Некоторые считают, что этот вид он писал, глядя из окна второго этажа гостиницы "Мехелен" (Mechelen), принадлежавшей его отцу.

"Вид Делфта"
Около 1660-1661 годов
Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага

Виды городов голландские художники редко рисовали на продажу, большинство таких картин были официальными или частными заказами. И стоимость их была не столь велика: так в 1651 году Ян ван Гойен продал свой "Вид Гааги" городским старейшинам за 650 гульденов. Это можно считать высокой ценой, на 500 гульденов в середине XVII века можно было купить небольшой дом.

"Вида Делфта" находился в доме Вермееров до самой смерти художника. Сохранился каталог аукциона по продаже вещей и картин, оставшихся после смерти Вермеера, от 16 мая 1696 года. Под номером 32 в каталоге значится этот самый вид города, который оценен в 200 гульденов, но обвал голландской экономики в конце XVII века и инфляция существенно обесценили эту сумму. Существовала еще одна работа под названием "Дом в Делфте", упоминавшаяся в том же аукционном каталоге, сейчас она считается утраченной.

© Фото : Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)Ян Вермеер «Вид Делфта» (1660-1661)
Ян Вермеер «Вид Делфта» (1660-1661)

В правой части картины можно увидеть ворота городской стены (две остроконечные башенки, на которые падает тень облаков): это так называемы Роттердамские Ворота. До наших дней городская стена Делфта не сохранилась, и единственное, что сейчас можно увидеть — это Восточные ворота, которые туристы часто из-за сходства принимают за те, что изображены на картине Вермеера.

В центре картины видна колокольня Новой церкви (Nieuwe Kerk) и ворота Схидам, также не сохранившиеся до наших дней. Рядом с этими воротами находился дом тещи Вермеера Марии Тинс, где в то время и жила семья художника.

Широко известен тот факт, что Вермеер использовал при работе над этой картиной камеру-обскуру, т.е. этот пейзаж можно назвать фотографичным. Кстати, рентгенографические исследования показали, что те же башенки Роттердамских ворот художник сначала изобразил залитыми солнечным светом, однако позже передумал. Голландский исследователь Кеес Кальденбах (Kees Kaldenbach) смог установить, что пейзаж изображает город в начале мая. На первом плане можно увидеть двух женщин, а чуть поодаль рядом с лодкой еще три фигуры. Та же рентгенография помогла установить, что рядом с женщинами был изображен еще мужчина в широкополой шляпе, которого позже Вермеер закрасил.

Картина подписана монограммой IVM на лодке в левой части. Почти половина произведений Вермеера при его жизни и после смерти была выкуплена местным коллекционером Питером ван Рюйвеном (Pieter van Ruijven). "Вид Делфта" числился в его коллекции с 1674 года, затем переходил от одного голландского коллекционера к другому, пока в 1822 году не был приобретен государством в коллекцию Королевской галереи Маурицхёйс, где картину можно увидеть и по сей день.

"Девушка с жемчужной сережкой"
Около 1665-1667 годов
Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага

Благодаря фильм Питера Веббера с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях, эту картину можно считать самой известной работой Вермеера. Впрочем, легендами "Девушка с жемчужной сережкой", или "Северная Мона Лиза" как ее иногда называют, обросла еще с конца XIX века. Главная изюминка этой работы – сережка, на которой сконцентрировано внимание. В XVII веке жемчуг был важным символом социального статуса.

© Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой". Около 1665-1667 годов

Эту работу художника относят к жанру "tronie" (от нидерл. "голова", "лицо"), популярному в Голландии XVII века, чаще всего на таких картинах изображены неизвестные люди, иногда с необычным выражением лица, подобная серия автопортретов есть и у Рембрандта.  В 1969 году она была продана на том же аукционе, что и "Вид Делфта", но цена ее тогда составила всего 17 гульденов. Точных свидетельств этому нет, историками установлен факт продажи одного из портретов-tronie на аукционе за эту сумму, но была ли это "Девушка с жемчужной сережкой" вопрос спорный. 

После того аукциона картина исчезла почти на 200 лет, и была обнаружена 1881 году. Коллекционер Арнольдус Эндрис де Томбе приобрел на публичном аукционе за смехотворную цену в 2 гульдена, 30 центов. Картина была в плачевном состоянии, близком к полному уничтожению (кстати, последнюю реставрацию она перенесла сравнительно недавно в 1994 году). После смерти де Томбе в декабре 1902 года согласно его завещанию двенадцать картин из его коллекции были переданы в  галерею Маурицхёйс. Среди них была и "Девушка с жемчужной сережкой", а в 1903 году картина была признана работой Вермеера. Подпись "IVMeer" находится в левом верхнем углу и она написана чуть более светлым тоном на темном фоне, так что на репродукциях ее практически невозможно увидеть. И хотя пигменты подписи сейчас невозможно проанализировать (слой краски в этом месте сильно вытерт), эксперты галереи настаивают на ее подлинности.

Личность девушки, изображенной на портрете, тоже до конца не ясна. Напомним, что сюжет фильма Веббера, основанный на одноименном романе, — это вымысел. Эксперты же в большинстве своем склоняются к мнению, что на картине изображена старшая дочь художника Мария, которой в период написания картины было 12-13 лет.

Одной из "загадок" этой картины является то, что ее героиня изображена в тюрбане, что довольно необычно: голландские девушки XVII века не носили подобных головных уборов. Исследователи творчества художника считают, что вдохновение для этой работы он черпал не в жизни, а в искусстве, проводя параллели с другой картиной – "Мальчик в тюрбане" Михаэля Свертса был написан за десять лет до "Девушки с жемчужной сережкой", и вполне возможно, что эта работа была знакома Вермееру. Желтые одежды, как жакет, надетый на девушке, часто встречаются на картинах художника. Как предполагают некоторые искусствоведы, этот жакет принадлежал жене Вермеера и его модели, в числе которых была и сама супруга и его дочери, часто надевали его.

Подготовила Наталья Попова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала