Рейтинг@Mail.ru
Новогодний арт-гид: 25 главных выставок - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новогодний арт-гид: 25 главных выставок

Читать ria.ru в
РИА Новости представляет арт-гид на долгие зимние выходные: самые важные выставки и бонус – арт-аттракционы для детей и взрослых.

РИА Новости представляет арт-гид на долгие зимние выходные: самые важные выставки и бонус – арт-аттракционы для детей и взрослых.

Афиша событий в России и мире на январь 2013 >> 

Расписание работы музеев и галерей Москвы и Санкт-Петербурга >>

МУДРОЕ, ВЕЧНОЕ: кодекс да Винчи и советские Венеры

1. Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. Пушкина показывает итальянскую графику из своего собрания – от произведений XV века в традиции Кватроченто и мастеров локальных школ – флорентийской, римской, пармской – века XVI-го до произведений художников XX столетия в ключе символизма, неореализма, авангарда. В общей сложности в Белом зале и колоннаде представлено порядка 250 графических произведений: здесь можно увидеть и один из шедевров собрания музея — двусторонний рисунок Витторе Карпаччо, выполненный около 1505 года, работы Джованни Баттисты и Доменико Тьеполо, одного из лучших венецианских ведутистов - Франческо Гварди, а также Амедео Модильяни и Джорджо де Кирико. Главный экспонат выставки – из эпохи Возрождения: это Кодекс о полете птиц Леонардо да Винчи, тетрадь с рисунками и наблюдениями, раскрытая на 16-й странице, там, где говорится о гармонии между природой и человеком. Весь трактат можно полистать на электронном носителе.

Подробнее о выставке >>

© РИА Новости. Валерий Мельников
"Кодекс о полете птиц" Леонардо да Винчи"

В ГМИИ имени Пушкина до 27 января

2. "Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I

В Музеях Кремля показывают сокровища английских монархов – предметы, относящиеся к эпохе правления династий Тюдоров и Стюартов в XVI-XVII веках. Проведение выставки на двух площадках - в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца - определило тематическое распределение экспонатов, среди которых есть и картины, и драгоценности, и пышные костюмы, и изысканные предметы быта. Часть экспозиции в Успенской звоннице посвящена особым отношениям между монархами и художниками, которым они заказывали свои портреты. Рассматривая эти картины, можно проследить эволюцию стиля от эпохи Ренессанса к барокко. Кроме того, на выставке демонстрируется немало драгоценностей, в числе которых камея Барбора с изображением Елизаветы I и украшенный камеей медальон мореплавателя Фрэнсиса Дрейка, который специально для выставки передали потомки прославленного корсара.

© РИА Новости. Алексей Куденко
Картина "Портрет королевы Елизаветы I" (около 1560 г.) на выставке "Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I"

В Музеях Кремля до 27 января

3. Венера Советская

Советские красавицы в живописи – это в большинстве своем спортивные, подтянутые фигуры, скуластые лица, воля к победе. С другой стороны, в эпоху строительства коммунизма именно женские портреты оставались самой интимной, а значит, свободной зоной творчества художников. На выставке "Венера советская" кураторы показывают разных женщин – и тех, что не уступали мужчинам "в труде и обороне", как героини картины Луппова "Спортивные игры на стадионе", и чистых и лирических, как героиня Пименова.

© предоставлено ЦВЗ "Манеж"
Юрий Пименов. Женщина в гамаке. 1934 год

В Манеже с 12 декабря по 3 февраля

4. Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых 

В Отделе личных коллекций показывают работы, принадлежавшие семье Мосоловых, собранные ее тремя поколениями, завещанные когда-то  Румянцевскому музею и оттуда переданные в ГМИИ. Главным разделом собрания поначалу была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ, некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний (например, "Спаситель" Джанпетрино входил некогда в коллекцию английского короля Карла I, а "Возвращение с охоты" Ф. Ваувермана находилось в собрании королевы Христины Шведской). Значительную часть коллекции составляли офорты Рембрандта - почти четыре сотни, а также эстампы художников его школы. На выставке представлено 50 офортов Рембрандта и произведения других голландских художников "золотого века" - Адриана ван Остаде, Корнелиса Беги, Хендрика Аверкампа, Яна Ливенса, Яна ван Гойена, Якоба ван Рейсдала и других.

В ГМИИ имени Пушкина до 27 января

5. Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XVI-XVII веков

В Музее архитектуры открыта выставка, посвященная интерпретации художниками разных веков "Откровения Святого Иоанна". С прижизненными оттисками работ Дюрера здесь соседствуют произведения его учителя Михаэля Вольгемута (1434-1519) и гравюры Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), Иоганна Тейфеля (раб.1568-1584), Петера ван дер Борхта (1545-1608), Кристофеля ван Зихема II (1581-1658), а также авторов известнейших Библий Пискатора (1639) и Мортье (1700).

В Музее архитектуры имени Щусева до 1 февраля

6. Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний

В ГМИИ показывают произведения Лоренцо Лотто, крупнейшего венецианского живописца эпохи Ренессанса. Вслед за портретами "Фебо да Брешиа" и "Лауры да Пола" из Пинакотеки Брера в Милане, которые выставляли в Москве 2011-м, в музей привезли его картины сразу из нескольких итальянских собраний. Это полотна, написанные в разные годы и связанные с областью Марке, куда художник неоднократно возвращался для выполнения заказов, преимущественно церковных. Среди десятка произведений – его шедевры "Портрет Лючины Брембати" (около 1518) из Академии Каррара в Бергамо и последняя работа "Принесение во храм" (1554-1555) из музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето.

© РИА Новости. Григорий Сысоев
Картина Лоренцо Лотто "Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием"

В ГМИИ имени Пушкина до 10 февраля

7. Эрих Борхерт. У времени в плену

В ГМИИ открыта выставка "У времени в плену", на которой показывают графические произведения немецкого художника Эриха Борхерта, погибшего в сталинских лагерях и незаслуженно забытого на долгие полвека. Борхерт окончил Баухауз, где в разные годы преподавали Василий Кандинский, Пит Мондриан и Пауль Клее, и приехал в советскую Россию по официальному приглашению правительства, чтобы заняться оформлением интерьеров в "Малярстрое". Во время Второй мировой войны его, немца по происхождению, не пустили на фронт и перенаправили в стройбатальон в Каменск-Уральский, где арестовали, обвинили в подготовке диверсии и осудили на 20 лет лагерей. Назад Борхерт уже не вернулся. В экспозиции выставки в ГМИИ можно увидеть его работы 1930-х годов, сохранившиеся благодаря жене и дочери, - акварели "Женский пляж", "Агитация", "Дома под коричневой крышей", рисунки "Мать", "Религия на службе рейха" и другие.

© предоставлено ГМИИ имени Пушкина
Эрих Борхерт. Страх. 1933 год

В ГМИИ имени Пушкина до 27 января

8. Издатель Воллар и его художники

В "Манеже" показывают выставку, посвященную жанру livre d'artiste и деятельности издателя Амбруаза Воллара. Благодаря 350 листам, большинство из которых приехало в столицу впервые, можно узнать, как выглядели издания, над которыми работали такие крупные художники как Пьер Боннар, Жорж Брак, Эдгар Дега, Андре Дерен, Пабло Пикассо,Огюст Ренуар, Огюст Роден, Поль Сезанн и другие.

© предоставлено МВО "Манеж"
Жорж Брак. Иллюстрация к изданию: Гесиод. Теогония. 1932 год

В ЦВЗ "Манеж" до 20 января

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФОТО: Чаплин и Рост

9. Чарли Чаплин

В Мультимедиа Арт Музей привезли выставку о человеке, благодаря которому "в XX веке кинематограф стал искусством" - Чарли Чаплине. Такое определение актеру, сценаристу и режиссеру "великого немого" дала оскаровская комиссия, когда награждала за вклад в историю кино. Здесь можно увидеть две сотни фотографий из архива Чаплина, кинокадры, дающие представление о его самых значительных работах и первых принесших славу короткометражках, семейную кинохронику и воочию убедиться, что мир маленького бродяги в котелке и со смешными усиками был куда больше привычного экранного образа.

Подробнее о выставке >>

© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин на съемках фильма "Новые времена". 1936 год

В Мультимедиа Арт Музее  до 17 февраля

10. Юрий Рост. Живые классики

Фотограф Юрий Рост, в прошлом корреспондент "Комсомолки", "Литературной газеты" и "Московских новостей", а теперь – обозреватель "Новой", сам классик, но на выставке "Живые классики" деликатно уступает место прославленным современникам: Юрию Норштейну, Георгию Данелия, Наталье Нестеровой, Отару Иоселиани, Илье Кабакову, Андрею Битову.

В галерее Дом Нащокина до 14 февраля

11. Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941

В 1930-х ученый-биохимик Ямадзоэ Сабуро отправился в село Романовка в Маньчжурии, чтобы изучать уклад жизни местного населения – старообядцев, бежавших от коллективизации и репрессий. Для Японии, которая планировала массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го, изучение их быта было жизненно важным. В 1945‑м после прихода советских войск большая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря, кто-то эмигрировал в Австралию и США. У снимков, созданных в 1938-1941-м, - уникальная судьба: спустя годы сотрудник Приморского музея имени В. К. Арсеньева Вера Кобко и Нина Керчелаева при содействии американских исследователей Тамары и Ричарда  Морисов разыскали всех, кто был запечатлен на снимках, включая младенцев, и записали их истории. Теперь фото, сопровождающиеся записями, а также предметы быта жителей Романовки – на выставке "Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского ученого Ямадзоэ Сабуро" в МАММ.

©  предоставлено Мультимедиа Арт Музеем
Ямадзоэ Сабуро. Игра. "Партия" на "партию"

В Мультимедиа Арт Музее до 20 января

12. Избранное. Борис Смелов

Во Frolov Gallery выставляют снимки фотографа Бориса Смелова, "подпольного" фотоклассика, воспевавшего Ленинград-Петербург в 1970-90-е. Смелов был знаменит и при жизни, но считался художником андеграундных кругов – в официальное искусство его не пускали, хоть была в этом странность – на современный взгляд поэтичные черно-белые снимки города с его набережными, скульптурами, мостами меньше всего кажутся вызывающими. Волна славы накрыла Смелова в перестройку, а в 2009 году Эрмитаж проводил его большую посмертную ретроспективу.

©  сайт Frolov Gallery
Борис Смелов. Выставка "Избранное" 1936 год

Во Frolov Gallery до 20 января

 

НОВЫЙ ГОД, НОВЫЙ ГОД: выставки-аттракционы

13. Мультфильмы, занесенные снегом

В галерее на Солянке показывают "Мультфильмы, занесенные снегом" - большой новогодний арт-проект, или арт-аттракцион, который объединяет лучшие образцы анимации со "снежными" произведениями современных художников. Такого, легкого и атмосферного, как раз не хватало зимней Москве. В соответствии с придуманным кураторами "жанром" все работы на выставке – интерактивные, по большей части развлекательные, обыгрывающие тему зимы, праздника и снега. Последнего здесь в изобилии - большой московский художник и архитектор Александр Бродский, например, сделал инсталляцию "Шарманка" - целый город внутри машинки с ручкой, которую надо крутить, чтобы на домики посыпался снег. В одном из залов расположился конструктор снежинок авторства Андрея Топунова, а встречает зрителей мультфильм-гамак Марины Алексеевой и Бориса Казакова. В экспозицию включили мультфильмы от классики Уолта Диснея, Норштейна, Татарского (обойтись без его "Падал прошлогодний снег" было бы просто кощунством) до работ современных фестивальных авторов, а за "саундтрек" экспозиции отвечают звуковые машины Петра Айду и инсталляции Владимира Клыкова – они имитируют скрип снега, завывание метели и скрежет лопаты дворника, который начинает звучать по зрительскому повелению.

В галерее на Солянке до 10 февраля

14. Площадь иллюзий

У главного входа в парк Горького работает выставка удивительных вещей: здесь разместились инсталляции – оптические иллюзии. Лес зеркальных елок, ряды зоотропов с гипнотическими изображениями, аллеи обманных домиков и скульптур, павильон бесконечного звездного неба и первая и единственная в Москве комната Эймса, в которой человек за пять секунд может стать карликом или великаном.

© РИА Новости
В парке Горького

15. Арт-эксперимент

По соседству в "Гараже" проходит месячный "Арт-эксперимент" - здесь тоже сосредоточились на удивительных интерактивных инсталляциях. Посетители смогут попробовать туман на вкус, научиться управлять облаком, рисовать летающим шаром, создать свой собственный мир и стать дизайнерами.

© предоставлено ЦСК "Гараж"
Кейтлин Браун. Облако

В ЦСК "Гараж" 2 – 23 января , сеансы 12.00 – 14.30, 15.00 – 17.30, 18.00 – 20.30, 14, 15 и 16 января открыт только на вечерние сеансы. Подробности >>

 

СОВРЕМЕННЕЕ НЕКУДА: Джон Кейдж и мифология сети

16. Джон Кейдж. Молчаливое присутствие

С ноября в Фонде культуры "Екатерина", а в декабря – в ГЦСИ работает двухчастный проект-посвящение Джону Кейджу - американскому философу, поэту, музыковеду, одному из самых влиятельных, по мнению критиков, композиторов прошлого века. Кейдж был пионером в области электронной музыки, работы с инструментами и звуком. Так, суть одной из самых известных композиций Кейджа - "4'33" - состоит в том, что оркестр молчит, а как музыку слушателю предлагается воспринимать звуки окружающего мира. Партитуры и видеозаписи исполнения современными музыкантами этой трехчастной композиции есть в ГЦСИ, где также показывают графику Кейджа - серии Seven Day Diary, Stones, отдельные листы из Mushroom Book, визуальные партитуры Fontana Mix, Ryoanji, Music of Carilon в сочетании с аудиозаписями их исполнения, а также работы его ближайших соратников — хореографа Мерса Каннингема и художника Роберта Раушенберга. Немало на эстетику Кейджа повлияло знакомство с Марселем Дюшаном, поэтому центральное место в экспозиции в "Екатерине" занимают рисунки художника к одной из самых знаменитых работ сюрреалиста - "Большое стекло". Кроме того, здесь показывают произведения московских концептуалистов Андрея Монастырского, Дмитрия Пригова, Ильи Кабакова, Вадима Захарова, Ирины Наховой, а также работы Кирилла Серебренникова, Джанфранко Барукелло, Кристиана Лебра и Мартина Зета.

В Фонде культуры Екатерина и ГЦСИ до 20 января

 

17. Избранное из собрания Московского музея современного искусства

Это большая выставка, организованная ММСИ специально для того, чтобы показать сокровища из своего фонда, созданные в первой половине прошлого века, вместе с произведениями наших дней. Рядом с современными Константином Звездочетовым, Виноградовым-Дубосарским, Павлом Пепперштейном и знаменитыми художниками-нонкомформистами 1960-70-х выставляют работы Нико Пиросмани, Бориса Григорьева, Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Казимира Малевича, произведения художников Русского Зарубежья и выпускников Вхутемаса-Вхутеина 1930-40-х годов.  

©  предоставлено ММСИ
Борис Григорьев. "Женщина". Из серии "Intimite". 1916-17 годы

В ММСИ на Петровке до 27 января

18. Recycle. Paradise Network

Еще один российский коллектив – краснодарская группа Recycle, получившая пару лет назад премию Кандинского как молодой проект года, превращает в арт-объекты мусор вроде пластиковых трубочек и автомобильных шин, но не ограничивается темой защиты окружающей среды, претендуя на тонкие материи. Судите сами: из гофрированных труб они делают "Врата" как в католических соборах, из полиуретановой резины – надгробие, представляющее из себя одновременно крест и логотип фэйсбука, из пластика – цветные витражи с супергероями. Последняя работа выставлялась как раз в рамках экспозиции номинантов на Кандинского, но есть тут и новые, еще нигде не показанные работы.

©  предоставлено Мультимедиа Арт Музеем
Recycle. Врата, 2012

В Мультимедиа Арт Музее до 20 января

19. Украшение красивого

Между китчем и эстетикой – так можно сформулировать основную идею большой выставки "Украшение красивого" в Третьяковской галерее, которая получила свое название по серии работ Валерия Кошлякова – в ней художник на свой вкус "облагородил" старые театральные фото. Авангард весь век заигрывал с образами массовой культуры, говорят кураторы, которые составили своеобразную "летопись" многогранных отношений оригиналов и копий, серьезного и китчевого, высоко искусства и подлинных примитивов. На выставке показывают работы с 1920-х по 2000-е годы, среди участников - AES+F, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, группа "Синие носы", Олег Кулик, Ирина Нахова, Авдей Тер-Оганьян и другие.

©  предоставлено Третьяковской галереей
Валерий Кошляков. Украшение красивого № 2. 1989

В Третьяковской галерее до 3 марта

20. Айдан Салахова. Fascinans and Tremendum

В ММСИ на выставке Fascinans and Tremendum показывают серии живописных, графических и скульптурных произведений художницы, бывшей галеристки Айдан Салаховой. Скрытые паранджой тела и лица, силуэты минаретов - в представленных здесь работах много мусульманских символов, но, по словам художницы, ее проект использует их не напрямую, а метафорически. "Эта выставка не про мусульманскую религию, она о женщине вообще, про самоцензуру, которую она вводит по отношению к себе в связи с навязываемыми с детства социальными установками. При этом не важно, какой религии она принадлежит или не принадлежит вовсе", - говорит Айдан.

Подробнее о выставке >>

©  РИА Новости. Руслан Кривобок
Выставка А.Салаховой "Fascinans and Tremendum

В ММСИ на Гоголевском бульваре до 20 января

21. Мифология online

Выставка в Политехе посвящена сети как новому месту обитания человека, способам существования в ней, ее главным героям, символам и эстетике. Работы для экспозиции, естественно, сплошь интерактивные – инсталляции, видеоарт, цифровая живопись - созданы поколением художников, для которых интернет – естественная среда обитания, относительно новая, но не настолько, чтобы не успеть обрасти собственными мифами.

22. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности

В Третьяковке на Крымском валу открылась большая выставка "Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности". За классику отвечают произведения художников XVIII-XIX веков, за современность – работы, созданные  на рубеже XX и XXI столетий. Кураторы тем не менее поделили экспозицию не хронологически, а тематически, объединив произведения разных авторов на разделы "Аллегорические натюрморты", "Цветы и плоды", "Кухни трапезы", "Натюрморт в портретах и жанровых картинах" и "Фигурные обманки", который демонстрирует произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей, например, книги-обманки из личной коллекции Петра I и редкие образцы "кабинетных" натюрмортов 1730-х – 1740-х годов кисти Теплова и Богомолова.

©  предоставлно пресс-службой Третьяковской галереи
Виктор Пивоваров. Выпивка и закуска. 2001 год

В Третьяковской галерее до 24 февраля

 

ГОВОРИТ ИСТОРИЯ: Большая Москва

22. Меч и златник

Датой образования Российского государства традиционно принято считать 862 год, когда, согласно "Повести временных лет", произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен о приглашении в качестве правителя своими землями князя Рюрика. В выставке "Меч и златник", посвященной 1150-летию зарождения российской государственности, принимают участие крупнейшие музеи России, Украины и Белоруссии. Здесь можно увидеть, например, две реликвии из алтаря Успенского собора, на протяжении многих столетий участвовавшие в крестных ходах и коронационных торжествах - двустороннюю икону "Христос Пантократор и Богоматерь Одигитрия (Корсунская)" и хрустальный выносной крест.

©  предоставлено пресс-службой Государственного Исторического Музея
Новый завет и Псалтирь с 10 священными песнями (миниатюра "Апостол Лука")

В Государственном историческом музее со 2 ноября по 28 февраля

24. Большая Москва. XX век

Музей архитектуры открыл выставку "Большая Москва. XX век", на которой представлены знаковые проекты развития столицы, например, первый план реконструкции "Новая Москва" 1918-1923 И.В. Жолтовского и А.В. Щусева, концептуальный проект расширения города "Парабола" Н.А. Ладовского и легендарный план сталинской реконструкции 1935 г.  В.Н. Семенова и С.Е. Чернышева. Выставка также рассказывает о самой масштабной реконструкции Москвы в 1930-50-х, появлении "семи сестер", градостоительных работах 1960-1980-х годов, видении столицы иностранными архитекторами, среди которых Ле Корбюзье, Г. Мейер, Э. Май. Макеты. Макеты и чертежи дополняют архивные видео- и фотокадры.

В Музее архитектуры имени Щусева до 13 января

25. Хрущев. Лидер советской эпохи. Взгляд со стороны

Главным героем выставки в ГИМе стал Хрущев - политик, "который надеялся войти в историю как великий реформатор, вознесшийся на вершину власти, а затем смытый с нее волной истории". Здесь показывают иллюстрации из американских журналов Time и Newsweek, политические шаржи, секретные шифровки ТАССа, личные вещи Хрущева и редкие архивные фотографии. Одна часть выставки посвящена реакции Запада на Хрущева, вторая - советской пропаганде масштабного пиар-проекта "Хрущев для мира", предназначенной для того, чтобы создать позитивный образ советского руководителя.

©  предоставлено пресс-службой Государственного Исторического Музея
Журнал Newsweek. Мы говорим о человеческой расе

В Государственном Историческом музее до 9 января

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала