Рейтинг@Mail.ru
Кто соблазнился Энди Уорхолом - РИА Новости, 07.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто соблазнился Энди Уорхолом

Читать ria.ru в
6 августа 1928 года родился Андрей Вархола, он же властитель дум Энди Уорхол. Не он первый из ничего создал произведение искусства, не он последний придумал, как его продать. В чем же его заслуга? Проект Weekend РИА Новости выясняет, как дело Уорхола живет и процветает в современном искусстве.

6 августа 1928 года родился Андрей Вархола, он же властитель дум Энди Уорхол. Не он первый из ничего создал произведение искусства, не он последний придумал, как его продать. В чем же его заслуга? Проект Weekend РИА Новости выясняет, как дело Уорхола живет и процветает в современном искусстве.

А был ли мальчик?

"Как можно ЭТО назвать искусством? Сплошное надувательство!", — негодуют наши "условные бабушки", глядя на изображения знаменитой банки супа Campbell's или на портрет Мэрилин Монро в десятках вариантах. – Хороший маркетолог ваш Уорхол, а вовсе не художник! То ли дело Тициан – какие линии, какой масштаб, пойдем-ка, милая, в ГМИИ…".

Задолго до Уорхола Марсель Дюшан и его последователи уже поставили вопрос ребром: где проходит граница между обычным предметом и произведением искусства? Может ли сам художник быть гарантией его подлинности и мерилом его ценности?

Марсель Дюшан. По следам, которых нет >>

"Что делает Уорхола столь выдающимся художником, — писал критик Питер Филип, — так это переворачивание общепринятой ситуации. Исключительная особенность творящего художника полагается в том, что он делает что-то из ничего. Уорхол производит обратное: все исчезает в его руках. Он делает ничто из чего-то. Он обращает вино в воду, потом стакан воды становится пустым стаканом и, наконец, исчезает вовсе. Зритель остается с пустыми руками".  

© Flickr / dnakКартина Энди Уорхола "Банки супа „Кэмпбелл“
Картина Энди Уорхола Банки супа „Кэмпбелл“

Сам Энди Уорхол вовсе не отрицал, что торгует "ничем", даже его банки супа – это бесплотные этикетки, другое дело, что именно пустота в конечном итоге и была смыслом его творчества.

Энди Уорхол и себя ощущал несуществующим: "Один критик назвал меня "Само ничто", и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования. Потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше. Однако меня все еще преследует мысль о том, что я посмотрю в зеркало и никого не увижу, только пустоту".

Именно поэтому никто, кроме матери, видел его настоящего – без его седого парика. Известно, что уже будучи знаменитым светским персонажем, художник посылал на вечеринки своих двойников. Таким образом, никто не мог гарнтировать, что видел Энди Уорхола, а сам художник оказывался везде – и нигде.

Пустоту Уорхол искал и в людях, так, например, он отзывался о своей музе Эди Седжвик: "В ней была поразительная пустота и ранимость, которые делали ее отражением интимных фантазий любого. Тэкси могла быть всем, чем захотите, – девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной – всем, чем угодно. Она была чудесным, прекрасным чистым листом".

© Фото : Steve Schapiro / Центр фотографии им. братьев ЛюмьерСтив Шапиро. Энди Уорхол и Эди Седжвик. Нью-Йорк, 1965
Стив Шапиро. Энди Уорхол и Эди Седжвик. Нью-Йорк, 1965

Примерно в той же Вселенной существует и один из самых известных современных художников — Бэнкси, которого никто и в лицо-то не знает. Человек в капюшоне на условиях анонимности сумел сделать себе имя и возвести в ранг искусства то, что раньше считали вандализмом – граффити Бэнкси без его согласия срезают со стен и продают на аукционах. Недавно его работу "Рабский труд", изображающая мальчика, склонившегося над швейной машинкой за вышивкой гирлянды из британских флагов, продали на частном аукционе более чем за 1,1 миллиона долларов.

О ценностях и ценности современного искусства Бэнкси размышляет в своем фильме "Выход через сувенирную лавку", вышедшем в 2010 году.

"Вещь, которую я ненавижу в индустрии рекламы больше всего — это то, что она притягивает к себе самых умных и деятельных молодых людей, оставляя нам в качестве художников тупых и самовлюбленных. Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало", — говорит Бэнкси, который теперь – один из тех самых немногих избранных.

Художник, который в фильме высмеивает идею поп-арта, его повторяемость и ориентированность на массового потребителя, тем не менее и сам цитирует Энди Уорхола. Одной из самых известных его работ является портрет Кейт Мосс, выполненный в знакомой стилистике, а в знаменитом граффити на тему "Криминального чтива" появляется уорхоловский банан.

"Фабричные" шедевры и бизнес как искусство

Не секрет, что Энди Уорхол свои картины не создавал, а производил: в 1963 году в центре Манхэттена появилась его мастерская – знаменитая "Фабрика", где собирались начинающие художники, музыканты, актеры, а также маргиналы всех мастей и где под руководством Уорхола трудилась целая команда рабочих. Там рождались его известные портреты звезд: знаменитости приходили в мастерскую, где художник снимал их на "Полароид", отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее, а затем методом шелкографии изображение переносилось на холст.

© Фото : аукционный дом "Christies" Шелкография Энди Уорхола "Марлон", на которой изображен величайший актер Голливуда Марлон Брандо
 Шелкография Энди Уорхола Марлон, на которой изображен величайший актер Голливуда Марлон Брандо

"Тяжело, когда приходится придумывать безвкусные вещи и реализовывать их самостоятельно. Когда я думаю о том, кого мне больше всего хотелось бы нанять на работу, я думаю, это был бы начальник. Начальник, который говорил бы мне, что делать, потому что это очень облегчает работу".

"Фабрика" производила до 80 картин в день, а подписывал их не сам художник, а его мать, что, впрочем, никак не повлияло ни на спрос, ни на цену. Свою репутацию коммерческого художника Уорхол холил и лелеял: когда его подруга Дороти Подбер прострелила "Красную Мэрилин" из пистолета, художник переименовал поврежденную работу в "Застреленную красную Мэрилин" и поднял цену. Работы Уорхола всегда в числе топ-лотов крупнейших аукционных домов, и цены на него только растут: с 1985 по 2010 год, например, поднялись на 3400%.  Рекорд – продажа холста "Восемь Элвисов" за 100 миллионов долларов в 2008 году.

"Бизнес – это следующая ступень после Искусства. Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник. В эпоху хиппи все принижали идею бизнеса, говорили: "Деньги – это плохо" или "Работать – плохо", но зарабатывание денег – это искусство и работа – это искусство, а хороший бизнес – лучшее искусство".

Идею Энди Уорхола с успехом применяет на практике американский художник Джефф Кунс, бывший брокер, а ныне – один из самых дорогих художников мира, глава корпорации Jeff Koons LLC. Здесь от мастера остается лишь идея — Кунс создает эскиз своего произведения на компьютере, а в материале его воплощает команда из 140 сотрудников.

Впрочем, сам Кунс обвинения в плагиате парирует: "Творчество Энди на все искусство XX века повлияло, я не исключение. Но у меня и другие примеры перед глазами были — Пикассо, Дали. А все сравнения с Уорхолом из-за того, что у меня, как и у него, есть свое производство, на которое приклеили ярлык "фабрика". Хотя на самом деле это студия. Да, там работают 140 человек, но мы выдаем всего шесть картин и десять скульптур в год. Это не поток".

Самая дорогая работа Кунса —  скульптура "Тюльпаны" была куплена частным коллекционером за 33,6 млн долларов в марте 2013 года.

"В молодости я вообще не думал о деньгах, — говорит Джефф Кунс. —  Потом люди стали коллекционировать мои работы, и это позволило мне развиваться, исследовать свои возможности. То есть денежная прибыль здесь — всего лишь бонус к творчеству. Да, цифры на ценнике иногда кажутся мне астрономическими. Но люди платят такие суммы, потому что мечтают приобщиться к арт-процессу. Их право".

© РИА Новости / Лариса СаенкоСкульптура Джеффа Кунса из знаменитой серии, вдохновленой надувными шарами
Скульптура Джеффа Кунса из знаменитой серии, вдохновленой надувными шарами

Но дело не только в принципе "массового производства" искусства и ценах на него — параллели легко провести в творчестве двух художников. Например, посмотрим на знаменитые цветные скульптуры Кунса, похожие на гигантские воздушные шарики, в которых можно увидеть свое отражение. 

Пресловутая "Фабрика" Энди Уорхола вся была украшена серебристыми шарами и зеркалами (художника и самого называли "человеком-зеркалом"). А в 1966 году Уорхол создал свою знаменитую инсталляцию "Серебряные облака" — тогда он объявил, что больше не будет создавать картины, а сосредоточится на съемках кино, хотя впоследствии обещание нарушил. Инсталляция представляла собой баллоны, наполненные смесью воздуха и гелия, которые плавали в воздухе, вибрируя от прикосновений посетителей, и была использована в качестве декораций к балету Мерса Каннингема.

Все тлен

Тема смерти – одна из главных в творчестве Энди Уорхола. Он панически боялся умереть сам и, как мог, продлевал жизнь объектам своего внимания – умножая и тиражируя. Уорхол изображал электрические стулья, жуткие аварии, похороны, атомные бомбы, траур Жаклин Кеннеди, делал посмертные портреты Мэрилин Монро и больной Элизабет Тейлор. Все это художник закрашивал яркими красками, словно уничтожая изображенный на картинах страх смерти.

Ситуация усугубилась после покушения 3 июня 1968 года, когда феминистка Валери Соланас выстрелила Энди в живот – художник тогда чудом выжил. Валери получила три года тюрьмы, а Уорхол стал остерегаться женщин и обратился к жанру Vanitas (разновидность натюрморта, возникшая в творчестве голландских и фламандских художников XVII века, посвященного бренности бытия).

"До того как в меня стреляли, я всегда думал, что я здесь скорее наполовину, нежели полностью – я всегда подозревал, что смотрю телевизор вместо того, чтобы жить жизнь".

В современном искусстве в этой теме лучше всех "плавает" британский художник Дэмиен Херст – как его акула в формальдегиде. Херст сделал на смерти невероятную карьеру — его самая известная серия носит название "Естественная история" — это живые существа, увековеченные в формалине (заспиртованная акула под этикеткой "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" была продана за 12 миллионов долларов). В 2007 году он представил публике свое произведение "За любовь Господа" — человеческий череп, главный символ Vanitas, украшенный 8601 бриллиантом, который был оценен в 100 миллионов долларов.

Но "чистый Уорхол" – в серии Дэмиана Херста "Мертвые", которая представляет собой разноцветные изображения черепов, отпечатанные на бумаге двухцветной фольгой.

Кстати, Херст тоже не брезгует "фабричным" принципом создания шедевров: однажды он обмолвился, что лучшие из его знаменитых "точечных" полотен созданы его ассистенткой Рейчел, а собственноручно Херст сделал всего пять таких картин.

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкВыставка новых работ английского художника Дэмиана Херста "Мертвые"
Выставка новых работ английского художника Дэмиана Херста Мертвые

Знакомые все лица

Смысл революции, совершенной Энди Уорхолом в искусстве в том, что он пошел дальше Дюшана, дальше всех дадаистов, взяв за основу не просто предмет, а объект, уже отработанный в масс-культуре, и отправив его в повторное путешествие по просторам человеческой памяти. "Если бы я только мог изобрести что-нибудь похожее на джинсы. Что-нибудь, за что меня бы помнили. Что-нибудь массовое", — писал Уорхол. И изобрел: его ранние, прославившие его бесконечные ряды бутылок кока-колы, банки супа Кэмпбелл, разноцветные тиражированные портреты Мэрилин Монро и Элвиса Пресли не менее прочно вошли в масс-культуру, чем сами образы супы, кока-кола и покойные Монро с Пресли. Это был чистый поп-арт, искусство общества потребления, его и прославляющее и над ним же иронизирующее. 

"Что замечательно в нашей стране, так это то, что Америка положила начало традиции, по которой самые богатые потребители покупают в принципе то же самое, что и бедные. Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что Президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу и только подумай – ты тоже можешь пить кока-колу. Кока-кола есть кока-кола, и ни за какие деньги ты не купишь кока-колы лучше, чем та, что пьет бродяга на углу. Все кока-колы одинаковы, и все они хороши. Лиз Тейлор это знает, Президент это знает, и ты это знаешь".

Цветные образы знаменитостей – Мэрилин Монро, Лиз Тейлор, Мика Джаггера, Брижит Бардо и самого Уорхола – наиболее известная и цитируемая серия Уорхола. Примером прямого цитирования могут служить работы российского художника Павла Галанина.

Впрочем, сегодня каждый, у кого есть айфон, может почувствовать себя Энди Уорхолом – достаточно установить соответствующий фильтр. Если говорить настоящем искусстве, то стоит вспомнить работы Шепарда Фейри.

Фейри, как и Уорхол начинал с дизайна и рекламы, а прославился он благодаря двум работам, обыгрывающим раскрученные медиа-образы. Первую Фейри создал в 19 лет – это портрет французского борца Андре "Великана" Руссимоффа, с надписью "GIANT HAS A POSSE" ("У Великана есть толпа") в одном варианте и более известной, "OBEY" ("Повинуйся"), в другом. Изображение распространялось в виде наклеек и плакатов. Вторая знаменитая картина Фейри – портрет Барака Обамы с надписью "Hope" (Надежда), который не только прославил своего создателя, но и повлиял на настроения избирателей во время предвыборной кампании Обамы в 2008 году.

Говорить о влиянии Уорхола на культуру можно бесконечно: это и эксперименты в кинематографе —  многочасовые фильмы после его Empire, в моде – образ Уорхола недавно примерял Андрей Пежич. Знал ли сам Энди Уорхол, что будет так востребован и через десятки лет? Наверное, знал – неспроста же после его смерти нашли тысячи часов нерасшифрованных аудиозаписей, километры пленки и прочие вещи, которые навсегда остались в "капсулах времени".

Свой принцип жизни известный сладкоежка Энди Уорхол сформулировал в привычных категориях:  "Я на самом деле живу для будущего, например, когда я открываю коробку конфет, мне не терпится попробовать последнюю. Я даже не чувствую вкуса других конфет, я только хочу доесть все, выбросить коробку и больше не думать об этом".

Биография Энди Уорхола >>

Подготовила Елена Костомарова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала