Рейтинг@Mail.ru
Книжный гид: лучшие книги для школьников и про школу - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Книжный гид: лучшие книги для школьников и про школу

Читать ria.ru в

Пока власти рассуждают о золотой сотне главных книг для внеклассного чтения в школе, издатели делают потихоньку свое дело и выпускают произведения, которые помогают ребенку осознать себя в этом мире и дают ответы на многие вопросы. Хотя большинство этих книг никогда не попадут в список Минобразования, прочесть их все же стоит. Вспоминала о школьных буднях, листая страницы, Мария Ганиянц.

Поле битвы - школа

Не стоит пугаться 400-страничного талмуда Гэри Шмидта "Битвы по средам" ("Розовый жираф"). Если прорваться через первые 20-30, дальше оторваться невозможно. За этот роман про американского парнишку Холлинга Вудвуда автор получил престижную премию в области детской литературы "Ньюбери", вторую в его писательской карьере.

Хотя роман вышел относительно недавно, в 2007 году, речь в нем идет о 60-х годах ХХ века, когда США воевали с Вьетнамом, вовсю активничали хиппи и все фанатели от рока.

В остроумной и очень правдивой книге описываются девять месяцев из жизни обычного американского семиклассника, который переживает и первую любовь, и первое большое разочарование в жизни, начинает понимать, что взрослые - не такие, какими кажутся на первый взгляд. В общем, мальчик взрослеет, и все это происходит на фоне познания удивительного мира Шекспира, поклонником которого Холлинг вскоре становится. Хотя поначалу задание учительницы прочесть английского классика мальчик воспринимает как наказание.

© РИА Новости, Алена Быкова
Книги "Няня Матильда" (автор Кристианна Брэнд) и "Битвы по средам" (Гэри Шмидт)

Сам Гэри Шмидт преподает английский в Келвин Колледже, штат Мичиган, а живет на ферме подальше от городской суеты, так хорошо описанной им в романе. Здесь он растит шестерых детей и кормит их экологически чистыми продуктами с собственного подворья. Правда, надо отдать писателю должное, никаких подобных эко-взглядов он в романе не высказывает, а просто пишет о мире своего детства, на который смотрит глазами подростка.

Хотя, конечно, профессорская жилка чувствуется - Шекспир в его пересказе оказывается вовсе не мертвым классиком, а виртуозным матерщинником и знатоком любовных интриг. Не удивительно, если после этой книги, школьники побегут за томиками уроженца Стратфорда-на-Эйвоне.

Тему адаптации новичка в школе поднял Карл Хайасен в книге "У-гу!" ("Розовый жираф"), оригинальное название Hoot. Для американских детей, чьи родители кочуют по стране в поисках лучших предложений работы, этот вопрос как нельзя более актуален, да и нашим школьникам тоже может пригодиться. Всегда в классе находится новичок, который становится объектом насмешек со стороны верзил-одноклассников, и в такой ситуации стать козлом отпущения до конца школы у ребенка больше, чем переломить ситуацию и завести друзей. Особенно если ребенок не отличается физическими данными и особенными талантами.

© РИА Новости, Алена Быкова
Книга "У-гу!" Карла Хайасена

История новичка Роя Эберхарда, приехавшего во Флориду из "коровьего" штата Монтаны и сразу получившего кличку "Пастушка" - классический пример истории про травлю нового одноклассника и то, как эту ситуацию изменить.

Рецепт довольно прост - не зацикливаться на своих проблемах, найти интересное дело и вовлечь в него одноклассников. Правда, в этой ситуации ребенок должен действовать в определенных условиях - ощущать базовую и безоговорочную поддержку семьи и быть уверенным в собственной правоте. В книге вся история разворачивается вокруг норных сов, которых собираются закопать бульдозерами, чтобы построить сетевую блинную. Несмотря на то, что все дети любят блинчики, они дружно встают на защиту окружающей среды. Правда аргументы их попахивают взрослым зомбированием, так как звучат не как "птичку жалко", а "я хочу, чтобы мои внуки тоже...", но в целом книга вполне может претендовать на пособие в духе "как не стать лузером, когда все против тебя".

Что делать с братьми меньшими?

Очаровательная повесть Джуди Блум "Питер Обыкновенный, или Младших братьев не выбирают", также выпущенная издательством "Розовый жираф", обязательно должна быть в арсенале тех родителей, у которых несколько детей в семье. Так как проблема, с которой столкнулся ученик четвертого класса Питер в лице своего мелкого и чересчур активного братишки Фаджа, знакома многим старшим братьям и сестрам. Лучшие куски и игрушки достаются капризному малышу, который только и знает, как разбрасывать все вокруг и греметь кастрюлями, так что голова раскалывается. Но за шалости, в которых виноваты как минимум оба, получает всегда старший. Чаша терпения Питера переполняется тогда, когда братишка съедает его лучшего друга - маленького черепаха Плюха. "Я всем рассказал, что брат съел моего черепаха. На меня смотрели как на клоуна. И никто, ни один человек не сказал: "Бедный, бедный черепах"...

Но родители не слепы и все прекрасно понимают, и у Питера будет случай в этом убедиться.

Если рухнула семья...

Как понять и простить родителей, когда по их вине рушится твоя семья, как принять их выбор, смириться с тем, чего тебе самому еще не приходилось испытать, - с новой любовью. Книга писателя и театрального критика Вадима Фролова "Что к чему..." ("Самокат"), которую он написал в 1968 году, затрагивает эту больную тему.

Подросток Саша, настолько увлечен своими школьными переживаниями и первой влюбленностью, что не сразу понимает, что в его семье произошла катастрофа - мама ушла из семьи к любимому человеку. Поначалу Саша думает, что мама на гастролях, поэтому его сестренка живет у друзей семьи, а он - "по-холостяцки" вместе с папой. Однако, косые взгляды соседей, едкие замечания одноклассников, постепенно открывают ему глаза на страшную правду.

© РИА Новости, Алена Быкова
Книга Вадима Фролова "Что к чему..."

Эта небольшая повесть, опубликованная 1966 году в журнале "Юность", по которой позднее поставлены пьеса и фильм "Мужской разговор", положила начало его профессиональной писательской деятельности.

История стала настоящим бестселлером и не только на родине, но и далеко за ее пределами. Переведенная в США и Великобритании, повесть обошла затем все англоязычные страны, выходила на многих европейских языках. Написанное в эпоху оттепели, для советского читателя это произведение стало настоящим откровением, приоткрывавшим завесу запретных тем. К несомненному достоинству книги относится то, что автор не дает в ней однозначного ответа и не выносит приговор, а лишь помогает герою встать на место другого человека.

© РИА Новости, Алена Быкова
Иллюстрация к книге Вадима Фролова "Что к чему..."

Матильда против Мэри Поппинс

Сразу все книги серии про ужасную и уродливую гувернантку "Няня Матильда", "Няня Матильда едет в город" и "Няня Матильда едет в больницу" британской писательницы Кристианны Брэнд с иллюстрациями ее кузена Эдварда Ардиззоуна выпустили в издательстве "Астрель". Попав в семью Браун, Матильда становится нянькой младшего поколения, отличающегося ужасным нравом. Используя знакомые "волшебные методы" Мэри Поппинс, далеко не "само совершенство" няня Матильда умудряется за довольно короткое время исправить огрехи родительского воспитания. И непослушные детки скоро обнаруживают, что, следуя несложным правилам, они сами себе значительно облегчают жизнь и чувствуют себя лучше и увереннее.

© РИА Новости, Алена Быкова
Книги "Няня Матильда" (автор Кристианна Брэнд) и "Битвы по средам" (Гэри Шмидт)

По мотивам этих книг был снят фильм "Моя ужасная няня", в котором для пущей убедительности авторы сценария избавились от миссис Браун, заставив ее умереть при последних родах. В книге вся семейка жива и здорова, а деткам постоянно приходится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что стоит сделать.

Хотя, в отличие от фильма, книга для современного ребенка воспринимается слегка занудно, да и детки в ней становятся лучше не по собственной воле, а из-под "волшебной палки".

Школьные мемуары

Воспоминания учителей о школе - отдельный раздел в литературе, и подобные книги очень полезно давать почитать детям, чтобы понимали, как мыслит учитель.

"Воспоминания о школе" Джованни Моска (КомпасГид) - знакомы родителям сегодняшних школьников еще по "Ералашу", где в зеленую муху стрелял молодой учитель Геннадий Хазанов, которому таким образом надо было завоевать популярность в классе, полном маленьких дьяволят. Конечно, не вся книга такая забавная, как тот рассказ Джованни Моска под названием "Сорок чертей и одна зеленая муха", который лег в основу выпуска "Ералаша", но весьма познавательная. Это воспоминания о тех временах, когда писатель и журналист был простым учителем в простой итальянской школе Данте Алигьери и руководил классом, состоящим из самых отъявленных хулиганов.

Оказалось, что лишь мальчишество, сохранившееся в душе молодого учителя, и позволило ему не только подружиться со своим классом, но и придумать для мальчишек - обучение в классической школе было раздельным - особую программу, по которой им было интересно учиться. Он просто понял, что мальчику важнее не услышать, а увидеть и самому попробовать, и таким образом переиначил все предметы, что его класс стал одним из первых по успеваемости.

© РИА Новости, Алена Быкова
Книги "Как дневник. Рассказы учительницы" (автор Марина Аромштам) и "Воспоминания о школе" (Джованни Моска)

Схожими принципами руководствуется и известный российский педагог Марина Аромштам. Ее книга "Как дневник. Рассказы учительницы" - это, по сути, сборник рассказов, где автор размышляет о том, что такое учитель, откровенно рассказывает о свои удачах и неудачах, делится результатами своих экспериментов со школьниками и говорит о творческой игре как о главном двигателе развития ребенка.

Кроме того, эта книга - нарративный памятник российским учителям 90-х годов, которые, несмотря на мизерные зарплаты, не бросили детей и школы, не потому что не могли найти себя в другой области, а потому, что были учителями по призванию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала