Рейтинг@Mail.ru
Уроки истории по-голливудски. Часть 1 - РИА Новости, 22.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Уроки истории по-голливудски. Часть 1

© Warner Bros. Entertainment Inc. Кадр из фильма "300 спартанцев"
Кадр из фильма 300 спартанцев
Читать ria.ru в
Учебники – книжки скучные, серьезные и почти без картинок. То ли дело кино, где "пыщ-пыщ", смачные любовные сцены и сплошь голливудские звезды – за такое можно простить пару-тройку исторических оплошностей. В конце концов, что такого интересного было в осаде Трои, если в ней не участвовал Брэд Питт, и как мог стать Великим македонец Александр, не обладай он внешностью Колина Фаррелла?

Вера Матвеева

Учебники – книжки скучные, серьезные и почти без картинок. То ли дело кино, где "пыщ-пыщ", смачные любовные сцены и сплошь голливудские звезды – за такое можно простить пару-тройку исторических оплошностей. В конце концов, что такого интересного было в осаде Трои, если в ней не участвовал Брэд Питт, и как мог стать Великим македонец Александр, не обладай он внешностью Колина Фаррелла?

Древний Египет, или Зачем Вослу сбрил усы

В 1999 году на большие экраны вышел фильм Стивена Соммерса "Мумия". Слоган предупреждал, что "смерть – это только начало". Горе тем, кто не поверил – два года спустя приключения Рика О'Коннела (Брендан Фрейзер) и Эвелин Карнахан (Рейчел Вайс) продолжились сиквелом "Мумия возвращается". Сюжет совмещал в себе два временных пласта – первая треть ХХ века и XIII век до н.э. – и в обоих была допущена масса ошибок.

Так, в 1933 году пилот Иззи (Шон Паркенс) пользуется современным огнетушителем, выкрашенным в черный цвет, в сцене погони участвует лондонский автобус модификации 1950-х годов и, конечно, смехотворно выглядит дирижабль с реактивным двигателем. Отвлекаясь от того факта, что в середине тридцатых разработки по созданию подобных двигателей проводились в лабораториях спецслужб, можно уверенно сказать – даже будь у авантюристов доступ к "секретным материалам", воспользоваться изобретением для дирижабля они бы вряд ли смогли, воздушный мешок разорвало бы, как грелку.

Что же до событий давно минувших дней, франшиза "Мумия" стала головной болью египтологов всего мира. Взять хотя бы колоритного Арнольда Вослу, исполнившего роль Имхотепа (который, к слову, был вполне реальным персонажем, только служил жрецом не в Среднем царстве, как показано в фильме, а при Третьей династии Древнего царства, но это уже мелочи). Актер демонстрировал отличную физическую форму, тело без единого волоска и брутально обритую голову, но вот отказаться от бровей, очевидно, не смог – а ведь в Древнем Египте жрецы удаляли все волосы с головы, лица и тела. Дальше – больше: Имхотеп, жрец при дворе фараона Сети I, слышит из уст Бени иврит и тут же квалифицирует его как "язык рабов" - весьма странно, учитывая, что евреи попадут в рабство к египтянам лишь при Рамсесе II, сыне Сети I.

© Universal Studios
Кадр из фильма "Мумия возвращается"

С языковым барьером в фильме сталкивается и мифическое войско Анубиса – солдаты великого египетского бога почему-то "рычат" по-арабски.

Однако рекордсменом по нареканиям стала героиня Рейчел Вайс – мало того, что библиотекарь Иви беззастенчиво врет О'Коннелу о процессе мумификации, мол, сердце вынимали вместе с другими внутренностями, тогда как на самом деле его, средоточие мудрости, как раз оставляли внутри. Так еще и в сцене драки Анк-су-Намун с Нефертири (она же Иви) поверженная Нефертири поднимает свою маску – и на указательном пальце правой руки зритель может отчетливо рассмотреть бежевый пластырь. Для справки: нанести на кусочек льняной тряпки природный каучук, сосновую смолу и окись цинка немец Пауль Карл Бойерсдорф додумается лишь в 1882 году.

Но все ошибки вкупе с банальной невнимательностью не помешали двум первым лентам "Мумии" собрать в мировом прокате около 949 миллионов долларов – при сравнительно скромном бюджете в 80 и 98 миллионов долларов соответственно. В 2002 году от истории авантюристов О'Коннелов "отпочковался" вполне самостоятельный "Царь скорпионов" с Дуэйном "Скалой" Джонсоном, а в 2008 году свет увидела третья часть франшизы "Мумия: Гробница императора драконов".

Бойтесь данайцев и Дэвида Бениоффа

В 2004 году режиссер Вольфганг Петерсон в теплой дружеской компании Брэда Питта, Орландо Блума, Эрика Баны, Дайан Крюгер, Питера О'Тула и нескольких тысяч статистов отправился в собственную Одиссею… Результатом долгих съемок, проходивших в Лондоне, Мексике и на Мальте, стал исторический эпик "Троя". Фильм с бюджетом в 175 миллионов долларов собрал 497 миллионов в мировом прокате и примерно такое же количество критических откликов со стороны историков и литературоведов.

Во-первых, картина, созданная по большей части на основе "Илиады" Гомера, полностью убрала из сюжетной канвы линию богов, оставив зрителю наслаждаться созерцанием героев. Казалось бы, никто и не против лишние 160 минут полюбоваться торсом Брэда Питта, тем более, что актер сам просил Петерсона снять максимальное количество его обнаженной натуры. Год ежедневных двухчасовых тренировок – бег, фехтование, йога, плавание, тренажерный зал, - белковой диеты и отказа от курения не прошел даром, выглядел Брэд и впрямь как полубог. Однако без настоящего пантеона, без "яблока для прекраснейшей", без мстительной Геры и оскорбленного до глубин души Аполлона, история превратилась в банальный сюжет с соблазнением неустоявшей Елены и последовавшими "разборками". И вместо героической смерти у Скейских ворот от стрелы, направленной самим богом света, величайший из воинов Ахиллес умер на аккуратном газоне от руки Орландо Блума.  

Во-вторых, осада Трои продолжалась десять лет, а не несколько недель, как можно понять из фильма.

В-третьих, ни Агамемнон, ни Менелай не пали в Трое – правитель Микен Агамемнон вернулся на родину с Кассандрой, дочерью троянского царя Приама. Увы, его жена Клитемнестра не оценила гостинца – и супруг пал от ее руки. Менелай же, не столь щепетильный в вопросах супружеской верности, счастливо правил в Лакедемоне с возвращенной Еленой Троянской и умер от старости.

В Трою ахейцы прибыли на кораблях-триремах, которые де факто будут использоваться шесть веков спустя. Боевое снаряжение – шлемы и щиты – у воинов тоже из будущего, а точнее, из V-IV века до н.э. К этому же периоду, кстати, относят и краснофигурные вазы на приеме у Агамемнона. Ну а южноамериканские ламы, панически разбегающиеся от прибывших данайцев по пескам Малой Азии, стали, пожалуй, самым известным "ляпом" фильма.

© Warner Bros. Entertainment Inc.
Кадр из фильма "Троя"

Сценаристом картины и "Гомером наших дней" выступил Дэвид Бениофф – молодой писатель подчеркивал, что основой послужила не только "Илиада", собственно, посвященная греко-троянской войне на рубеже 13-12 веков до нашей эры, но и "Одиссея" (именно там описана сцена с конем), и "Метаморфозы" Овидия, из которых Дэвид узнал истину об уязвимой пятке Ахиллеса, и "Энеида" Вергилия, и, что особенно важно, собственная фантазия Бениоффа.

Это Спартаааа!

Говорить об исторической достоверности картины Зака Снайдера "300 спартанцев" не приходится – ведь эта лента 2006 года была основана на одноименном комиксе Фрэнка Миллера, который и выступил сценаристом. Однако реальное историческое событие – битва небольшого отряда греков (около 7 тысяч гоплитов, то есть пеших воинов) с многотысячной (по оценкам историков, порядка 200-250 тысяч) армией персов имела место в Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. И, в принципе, если списать всех человекообразных гоблинов и прочую нечисть в рядах персидских "бессмертных" на богатую фантазию единственного выжившего спартанца, рассказчика Дилия, и закрыть глаза на внешность Ксеркса а-ля "Виктор/Виктория", фильм "300 спартанцев" окажется на удивление исторически верен. Начиная с требования "земли и воды" от персидского посла и заканчивая диалогом: "Стрелы персов закроют небо!" - "Значит, мы будем сражаться в тени", - канва ленты вполне соответствует описаниям Плутарха и Геродота.

© Warner Bros. Entertainment Inc.
Кадр из фильма "300 спартанцев"

Правда, царь Леонид (в лице Джерарда Батлера) пал не в последнем бою под градом стрел, а в одной из первых ближних атак, и за монаршее тело не раз разгоралась битва между греками и персами. В результате победили последние и мстительный Ксеркс приказал надеть голову спартанца на кол, а тело привязать к своему кораблю.

Сын Леонида, Плистарх, родился уже после гибели отца – и, кстати, как наследник правящей династии не должен был проходить обязательный для спартанских мальчиков курс военного воспитания агогэ. Предатель Эфиальт, показавший персам обходную тропу в горах, был не спартанцем, а малийцем из Фессаллии. Униформа греческого воина-гоплита состояла из наручей, поножей, коринфского шлема и щита, гиппотаракса (анатомической кирасы) и наплечников, защищавщих руки от рубящих ударов – никаких доблестно открытых торсов и не менее смелых трусиков наголо. Персы же были в большинстве своем светлоглазыми и светловолосыми, а не темнокожими молодцами, как это показано в фильме. И, увы, прививок от оспы младенцам в те лохматые времена еще не делали ни в Греции, ни на территории современного Ирана – так что характерные "шрамики" на руках у воинов вызывают вопросы. Которые, впрочем, не помешали "Спартанцам" собрать 255,5 миллиона долларов в мировом прокате при скромном бюджете в 65 млн.

Оно, конечно, Александр Македонский герой…

Но зачем же стулья ломать? Стульев, а скорее, дров, создатели фильма "Александр" и впрямь наломали. Лента не только провалилась в прокате, собрав всего 167 миллионов при затратах в 155 миллионов долларов, но и получила шесть номинаций на "Золотую малину" и титул самого бездарного фильма 2004 года. И это при таком звездном составе – Фаррелл, Джоли, Килмер, Лето, Хопкинс, Риз-Майерс… Может, не стоило режиссеру и сценаристу Оливеру Стоуну позиционировать картину как достоверный байопик о жизни величайшего полководца?

Образ Александра Великого историк Плутарх описывает так: "Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — легкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице". Светлая кожа, томность во взгляде – похоже, здесь к Колину Фарреллу никаких нареканий. Увы, с боевыми заслугами дело обстоит хуже. Так, по сюжету, Александр впервые сталкивается с персами под предводительством Дария III в Гавгамелах, наносит им поражение и тем самым завоевывает страну. В действительности усилий македонский царь приложил чуть больше: битвы в Гранике, Иссе, семимесячная осада Тира… И, кстати, добровольная сдача Гордия, где хранился тот самый узел, который под силу развязать только будущему повелителю всей Азии. Не пожелавший возиться со всякими там шнурками, Александр узел просто разрубил, однако этот факт из школьной программы Оливер Стоун решил опустить.

© IMF Internationale Medien und Film GmbH and Co. 3 Produktions KG
Кадр из фильма "Александр"

Не стал останавливаться автор и на эпизоде с индийским правителем Пором, которого полководец захватил в плен, а затем оставил управлять владениями уже как своего наместника, нарушив прежнюю договоренность с Таксилом. Казалось бы, на каждом царе останавливаться – так и 175 минут не хватит. Вот только роковое для Пора сражение при Гидаспе в 326 году до н.э., где против македонцев не помогли и 200 боевых индийских слонов, показано в картине весьма красочно. Реальное сражение происходило ночью, на грязной равнине, под проливным дождем, а его киноверсия – солнечным днем и, что знаменательно, в лесу. И ранен стрелой великий Александр был не при Гидаспе, а годом позднее в битве за город маллов – но это уже детали...

Лучше гладко выбритому быти, чем от рук поганых полонену

"Самая колоссальная из всех историй", а именно так говорит нам слоган картины, история восстания Спартака в версии Стэнли Кубрика 1960 года завоевала четыре премии "Оскар" и наложила отпечаток на наше представление о гладиаторских боях. С тех пор редкий режиссер проходил мимо возможности укокошить неудачливого бойца, при том что в реальности содержание и обучение профессиональных гладиаторов вставало в такие суммы, что пускать бойцов в расход было крайне не выгодно.

© Silver Screen Collection
Кадр из фильма "Спартак"

Третье по счету и самое крупное в Древнем Риме восстание рабов началось с действий сплоченной группы бывших гладиаторов под предводительством некоего Спартака в 73 году до н.э. – впоследствии "ополчение" разрослось до 120 тысяч беглых рабов, включая женщин и детей. Усмирил восстание, и впрямь, Марк Лициний Красс (Лоуренс Оливье), а также легионы под руководством его противника Гнея Помпея и Лукулла. А вот Тиберий Гракх, которого сыграл Чарльз Лоутон, участвовать в событиях, соперничать с Крассом и ухаживать за выдуманной красавицей Варинией вряд ли мог. Ведь этот политический деятель умер в 133 году до н.э., примерно за 60 лет до начала событий.

Согласно Саллюстию, Плутарху, Аппиану и Флору, Спартак скончался в одном из сражений прямо на поле битвы, покинутый сторонниками. Тело его не нашли, и уж тем более гладиатора не распинали на кресте, как это представил Кубрик – хотя именно такая участь ожидала около шести тысяч его сподвижников.

Впрочем, картине, основанной на художественном романе Говарда Фаста и собравшей 90 миллионов в мировом прокате при бюджете 12 миллионов, многое простительно. Даже пленный, но все же гладко выбритый Кирк Дуглас и статисты в шлепанцах вместо сандалий.

Генерал, ставший рабом, Рассел Кроу, получивший "Оскар"

Промахи картины 2000 года "Гладиатор" начинаются уже со слогана: "Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов императору", - ведь звание генерала появится во французской армии не раньше XVI века.

Максимус, герой Рассела Кроу, - лицо вымышленное, и потому ему простительно проводить бессмысленные конные атаки в лесу. Кстати, лес должен бы состоять из буков, а не из черных сосен, а лошади быть без стремян, ведь это изобретение "перекочует" в Европу из Китая лишь через пару веков. Да и устрашать племена германцев немецкими овчарками – породой, история которой и сегодня насчитывает менее 150 лет - согласитесь, странно.

Вообще, животный мир Древнего Рима режиссеру Ридли Скотту не удался особенно: в гладиаторских боях и впрямь участвовали слоны – но не индийские, которых можно заметить в фильме, а африканские (они отличаются, как минимум, ушами, бивнями и темпераментом). Змея с красно-желтыми полосками в ночном городе – это обитающая в Мексике (далековато от Италии) Lampropeltis triangulum campbelli. А самые черствые зрители в сцене, когда Максимус находит тела жены и сына, могут заметить двух кур на разоренном дворе. Знатоки несомненно определят, что одна из них - "род-айлендская красная" (порода будет выведена в США через 1700 лет).

Очень сомнительно, что в те непростые времена гладиаторы-рабы ели железными ложками. Еще менее вероятно, что лучники понимали команду "Огонь!", которая была, мягко говоря, непопулярна до изобретения огнестрельного оружия. А надпись на мече MARCUS AURELIUS FECIT должна бы выглядеть как MARCVS AVRELIVS FECIT, ведь буква U не появится в латыни раньше Средних веков.

Кстати, про MARCVS AVRELIVS. Показанный в фильме Марк Аврелий – вполне реальный исторический персонаж, как и его сын Луций Элий Аврелий Коммод, который, хоть и был весьма неприятным типом, папу все-таки не трогал. Марк Аврелий умер от чумы в 180 году нашей эры, после чего Коммод (бородатый не в пример Хоакину Фениксу) правил 13 лет и пал от руки своего раба Нарцисса, подкупленного политическими противниками самодержца.

Однако наука пала перед лицом искусства, когда "Гладиатор" все же умудрился собрать в мировом прокате почти 458 миллионов долларов, получить пять "Оскаров" и два "Золотых глобуса".

Продолжение следует…

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала