Рейтинг@Mail.ru
Там – за туманами - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Там – за туманами

© Фото : Festival de CannesКадр из фильма "В тумане" Сергея Лозницы
Кадр из фильма В тумане Сергея Лозницы
Читать ria.ru в
С новой своей работой – одноименной экранизацией повести Василя Быкова "В тумане", в общем-то, вновь рассказывающей о том, можно ли остаться человеком в самых паскудных условиях, Сергей Лозница не только окончательно вошел в число любимчиков Канн, но и стал главным белорусским режиссером.

Мария Токмашева

После первого игрового фильма "Счастье мое" уже успевшего получить мировое признание на ниве документального кино режиссера Сергея Лозницу многие обвиняли в чернухе и нелюбви к Родине. Пронзительная атмосфера игрового дебюта Лозницы, родившегося в Белоруссии, учившегося в Украине и России и эмигрировавшего в Германию, показывала опостылевшую постсоветскую глубинку, разъедающую любые человеческие чувства.

С новой работой – одноименной экранизацией повести Василя Быкова "В тумане", в общем-то, вновь рассказывающей о том, можно ли остаться человеком в самых паскудных условиях, Лозница не только окончательно вошел в число любимчиков Канн (в отличие от предыдущего фильма, участвовавшего в основном конкурсе кинофестиваля, но не отмеченного наградами, "В тумане" получил престижный приз международной федерации кинокритики FIPRESCI), но и стал главным белорусским режиссером.

© РИА Новости.Екатерина Чеснокова
Актер Влад Абашин, Сергей Колесов, режиссер Сергей Лозница и Владимир Свирский (слева направо) на фотосессии фильма "В тумане" во время 65-ого Ежегодного Каннского кинофестиваля

То ли на волне успеха фильма "В тумане", то ли по каким-то другим причинам и Василь Быков вдруг вновь вошел в плеяду главных белорусских писателей. Известный своей военной прозой, он прошел в литературной карьере разные этапы. За бескомпромиссность его текстов и реалистичное описание не столько ужасов самой войны, сколько ужасов внутренней борьбы живущих в это время людей, Быков то подвергался нападкам советской критики, то удостаивался госпремий. В конце 90-х он, не согласный с политикой белорусского правительства, вынужден был эмигрировать. Его творчество как-то забыли, и только сейчас – через почти десятилетие после его смерти о Быкове вновь заговорили.

Так что обращение режиссера Сергея Лозницы, который сам написал сценарий "В тумане", к повести Быкова кажется вполне закономерным. Оба они без излишнего морализаторства и идеализации рассказывают о судьбе человека в предлагаемых обстоятельствах.

В данном случае в качестве обстоятельств выступает Белоруссия 1942 года – разгар фашистской оккупации и партизанского движения. Путевой обходчик Сущеня (Владимир Свирский), побывавший в немецком плену, но отпущенный на волю, всей деревней подозревается в коллаборационизме. За Сущеней приходят партизаны Буров (Владислав Абашин) и Войтик (Сергей Колесов). Они забирают его от жены и ребенка и ведут на казнь в лес. В ночи, пробираясь через болота, троица попадает в засаду, в результате которой Буров, знакомый с Сущеней с детства, получает смертельное ранение, а перед Сущеней встает сложный моральный выбор.

Прекрасная операторская работа Олега Муту и блестящая актерская игра под руководством Сергея Лозницы вместе создают пронзительно точную экранизацию быковской литературы. Недаром "В тумане" многие критики сравнивают с "Восхождением" Ларисы Шепитько – первым, кстати, советским фильмом, получившим гран-при Берлинского кинофестиваля.

Выбирая прозу прошедшего войну Быкова Лозница, родившийся уже в середине 60-х, пытается осмыслить события прошлого именно через судьбы конкретных людей – не героев, но и не мерзавцев, на которых традиционно делится классическое изложение военных историй. Вопреки названию фильма, Лозница не заставляет зрителя пробираться к смыслу картины через туман, леса и болота. Все – вплоть до финала – четко и понятно. Человек всегда делает выбор не столько между жизнью и смертью, сколько между способностью жить по совести или вопреки ей. Война лишь обостряет эту внутреннюю борьбу, доводит до крайней точки и заставляет где-то там – в тумане – принять единственно верное решение.

© Миндаугас Сурвила, предоставлено MA.JA.DE
Кадр из фильма Сергея Лозницы "В тумане"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала