Рейтинг@Mail.ru
Русский бунт и американские корпорации - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский бунт и американские корпорации

Читать ria.ru в
Картина российского режиссера Бориса Хлебникова "Долгая и счастливая жизнь", участвующая в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, - произведение удивительно мощное и современное. За 77 минут экранного времени Хлебников через абсолютно личную историю своего героя – молодого фермера Саши (Александр Яценко) - ставит какой-то на редкость точный диагноз нашей стране, нашему обществу и нашему человеку.

Мария Токмашева

Картина российского режиссера Бориса Хлебникова "Долгая и счастливая жизнь", участвующая в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, - произведение удивительно мощное и современное. За 77 минут экранного времени Хлебников через абсолютно личную историю своего героя – молодого фермера Саши (Александр Яценко) - ставит какой-то на редкость точный диагноз нашей стране, нашему обществу и нашему человеку.

Посмотрите фотоленту: Главные фильмы Берлинале - Феникс из пепла и Панахи из тюрьмы >>

Здесь можно будет вспомнить и Пушкина: русский бунт, который уже не беспощадный, но все такой же бессмысленный. И Достоевского: уже не тварь дрожащая, но права все равно не имеешь. И толстовского Левина, которого иностранным журналистам напомнил главный герой фильма – потому, что любит свою землю и своих крестьян.

В самом названии – привет из 60-х: одноименный фильм был у Геннадия Шпаликова. И из начала 2000-х: Хлебников рассказал, что название ему навеяла одноименная песня "Гражданской обороны". Вся эта мечта о "долгой счастливой жизни" тянется испокон века, да так и не приводит ни к долголетию, ни уж тем более к счастью…

© РОСКИНО
Кадр из фильма Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь"

Молодой фермер Саша – простой парень, организовавший на неплодородной северной земле мелкое хозяйство. Не сказать чтобы прибыльное, но работой небольшую деревеньку обеспечивает: собирать и сажать картошку выходят всей семьей. Мужья и жены, отцы и сыновья. Чиновники из местной городской администрации предлагают у Саши выкупить землю, отдав ему компенсацию, которой, по расчетам, вполне может хватить на скромное городское житье. Кому и зачем нужна эта земля никто подробно не объясняет. "Это всеобщий процесс, понимаешь. Виноватых нет", - говорит местный мордоворот-чиновник, просиживающий днями у себя в офисе в здании с узнаваемой табличкой одной политической партии. Саша, впрочем, виноватых искать и не собирается, соглашается на компенсацию и приезжает обратно в свое хозяйство, чтобы распустить крестьян – собрать картошку и распустить.

Абсолютно неожиданно для Саши (и для самих себя) местные жители понимают, что не хотят остаться без работы и отдать землю, которую готовы защищать во всеоружии. Саша вдруг вдохновляется этим единым порывом и становится на защиту своей фермы: вместе с крестьянами начинает строить далеко идущие планы. Вот птичник сколотим, вот загон для свиней сделаем, только картошку соберем. Саша готов и денег занять, если кому из ребят помочь надо. Они пропускают его первым в очереди к продуктовой машине. Вот тот народный бунт, вдохновляющий единством протеста против беззакония, и тот русский характер – гордый и не сдающийся, патриотичный в самом прямом смысле этого слова.

© РОСКИНО
Кадр из фильма Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь"

Только продлится это недолго. Сначала одному из протестантов надо будет срочно отлучиться на охоту на выходные. Другому – уехать на заработки на север вахтовым методом. Третьему вообще уже ничего не надо будет, лишь бы спокойнее, вон и ребята уже все смотались. И останется Саша один: с птичником, который начал сколачивать, с неубранной картошкой и с уже обострившимся чувством справедливости и надежды на ту самую долгую и счастливую жизнь.

Хлебников рассказывает эту личную историю без пафоса и драматизма, не разделяя героев на хороших и плохих, на гениев и злодеев. Понять здесь можно каждого: и чиновников, которые по накатанной выполняют приказы сверху, и крестьян, в поисках лучшей доли уезжающих работать в другие места, и местного бизнесмена, который "крутится, как может", и самого Сашу, в один момент вдруг осознавшего, что ни на других людей, ни на закон рассчитывать нельзя. И в этой богом забытой деревеньке с какой-то необыкновенно красивой и величественной природой (которую запечатлел на камеру оператор Павел Костомаров) Саша примет единственное верное, по его мнению, решение.

© РИА Новости. Екатерина Чеснокова
Режиссер Борис Хлебников на красной дорожке перед премьерой своего фильма "Долгая счастливая жизнь" (A Long and Happy Life) - участника основной конкурсной программы 63-го международного кинофестиваля "Берлинале-2013"

Для иностранных зрителей фильм этот событием не стал. Многие зарубежные журналисты уже начали сравнивать картину Хлебникова с "Землей обетованной" Гаса Ван Сента. У последнего тоже идет борьба за землю, но уже на фоне американских реалий. Там сейчас активно развивается добыча натурального газа, месторождения которого порой находят в маленьких, пострадавших от кризиса городках. В один из таких приезжает герой Мэтта Дэймона – представителя корпорации "Глобал". По большому счету он предлагает жителям этого городка тоже отказаться от своей земли – поставить подпись под согласием о начале строительства газодобывающего предприятия. И они тоже почти все соглашаются – кроме одного старого учителя, которому дорога эта земля. Впрочем, не он, а его ученик – герой Джона Красински - становится главным оппонентом Дэймона, говорит, что представляет экологическую организацию, которая уверена, что добыча газа сделает городок непригодным для проживания. Но потом выяснится, что герой Красински – такой же представитель "Глобал", как и герой Дэймона. А последний под влиянием и самой ситуации и местных жителей вдруг поймет, что он - просто человек системы, менеджер большой корпорации, преследующей свои цели и не заботящейся о жизни простых людей.

Посмотрите фотоленту: Открытие Берлинале-2013 - Кар-Вай, FEMEN и немного снежно >>

Конечно, журналисты не могут не сравнивать картины Ван Сента и Хлебникова. Но если для многих российских коллег это сравнение, скорее, в пользу Хлебникова, то для иностранных – в пользу Ван Сента. Здесь играет роль не только имя, но и глобальность его высказывания, в котором затронуты и проблемы экологии, и корпоративных технологий, и экономического кризиса. У Хлебникова все намного проще и душевнее. Хотя на пресс-конференции его, конечно, спрашивали и про кризис сельского хозяйства в России и, вообще, про депрессивное состояние постсоветского пространства. Но за всех Хлебников, как и герой его фильма, ответить не может.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала