Рейтинг@Mail.ru
"Железные" цыгане - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Железные" цыгане

© Кинокомпания: SCCA/pro.ba, ASAP Films, Vertigo EmotionfilmКадр из фильма "Случай из жизни сборщика железа" режиссера Даниса Тановича
Кадр из фильма Случай из жизни сборщика железа режиссера Даниса Тановича
Читать ria.ru в
За три дня до конца Берлинского кинофестиваля в основном конкурсе наконец-то появилась по-настоящему достойная работа – не просто фильм, затрагивающий острые темы, но высказывание режиссера о социальных проблемах конкретного общества и страны.

Мария Токмашева

За три дня до конца Берлинского кинофестиваля в основном конкурсе наконец-то появилась по-настоящему достойная работа – не просто фильм, затрагивающий острые темы, но высказывание режиссера о социальных проблемах конкретного общества и страны. "Эпизод из жизни сборщика железа" обладателя "Оскара" Даниса Тановича – картина документальная.

Посмотрите фотоленту: Главные фильмы Берлинале - Феникс из пепла и Панахи из тюрьмы >>

На пресс-конференции Танович рассказал, что начало работе положила заметка в газете, рассказывающая о цыганской паре, живущей где-то в боснийской деревушке. Режиссер уговорил Сенаду Алиманович и Назифа Муджика запечатлеть свою жизнь на камеру, они после долгих раздумий согласились. В результате получилась настоящая социальная картина о проблемах людей, которые не могут найти себя в послевоенной жизни. Во время разрухи и катастрофической безработицы, без надежды на помощь со стороны окружающих и уж тем более со стороны государства.

© Кинокомпания: SCCA/pro.ba, ASAP Films, Vertigo Emotionfilm
Кадр из фильма "Эпизод из жизни сборщика железа" режиссера Даниса Тановича.

Назиф и Сенада вместе с двумя маленькими дочками живут на окраине города. Деньги на содержание семьи Назиф зарабатывает тем, что собирает со своими соседями металлолом. В основном, они сдают скупщикам железа старые, уже никому не нужные машины. Сенада занимается хозяйством: воспитывает милых девочек, готовит, стирает и убирает – в общем, обычная жизнь. Вот только однажды Сенада почувствовала сильную боль в животе, Назиф отвез ее в больницу, где врачи сказали, что нужна срочная операция. Правда, сделать они ее смогут только если Назиф заплатит, причем, так как у семьи нет гражданства операция будет стоить очень дорого. Но денег у этой цыганской семьи нет, у их друзей и соседей – тоже. Так и будет Назиф искать пути решения этой ситуации. Совсем один – без какой-либо помощи, надеясь только на себя, на свои силы, и на свою жену, которая будет превозмогать боль.

© Кинокомпания: SCCA/pro.ba, ASAP Films, Vertigo Emotionfilm"
Кадр из фильма "Эпизод из жизни сборщика железа" режиссера Даниса Тановича.
И Сенада, и Назиф в кадре смотрятся удивительно мощно, хотя в жизни они совсем обычные, даже не сказать, что чем-то примечательные люди. На пресс-конференции они вели себя скромно – было видно, как тяжело им рассказывать об этом кинематографическом эксперименте, который, впрочем, позволил продолжать им жить дальше, воспитывать не только двух дочек, но и еще одного – совсем крохотного ребенка. И если Назиф много говорил о социальных проблемах в Боснии (после войны там почти нет работы, поэтому он вынужден был сдавать металлолом, нет образования – особенно для детей-цыган, нет доступной медицины, о чем собственно и рассказывается в самом фильме), то Сенада, вспоминая работу над фильмом, почти плакала – так тяжело ей было бороться с болью и чувствовать собственное бессилие.

Фильм Тановича не только разбавил берлинский конкурс, но и наконец хоть как-то продолжил "линейку" мужских героев, заданных еще в третий день Берлинале нашим Александром Яценко в фильме Бориса Хлебникова "Долгая и счастливая жизнь". Герои обоих фильмов, кстати, похожи именно тем, что сталкиваются один на один с проблемой, которой могло бы и не быть, живи они в благополучном, социально защищенном государстве. Но, видимо, такие проблемы характерны лишь для России и Боснии, так как, судя по остальным фильмам Берлинале, всех интересуют категории другого рода. И вовсе не мужчины становятся для них главными героями, а именно женщины.

***
Самым сильным женским образом Берлинале на сегодняшний день является Камилла Клодель в исполнении Жюльетт Бинош ("Камилла Клодель 1915" Брюно Дюмона). Клодель – известная художница, скульптор, но в кинематографической памяти (не французов, где ее знают почти все, а других народов) она занимает место любовницы Огюста Родена и сестры Поля Клоделя.
В интерпретации Брюно Дюмона Камилла Клодель наконец-то обретает свою собственную, глубоко трагическую жизнь. Место действия картины Дюмона – сумасшедший дом, куда Камиллу поместил ее брат – дипломат и поэт Поль Клодель. Камиллу, внешне не проявляющих никаких признаков сумасшествия, окружают, действительно, душевно больные люди. Они, конечно, не лишены своего обаяния (трогательно смотрится сцена, когда они пытаются играть "Дон Жуана"), но они и впрямь больны: бесконечно пускают слюни, передвигаются по территории только в сопровождении нянечек, бесконечно кричат и стучат ложками до, во время и после приема пищи. В таких условиях любой станет сумасшедшим.
© Internationale Filmfestspiele Berlin
Кадр из фильма Бруно Дюмона "Камилла Клодель 1915".

Но Камилла старается жить там, пишет письма Полю, находя на улице глину, вспоминает свое былое мастерство. Иногда, правда, впадает в депрессию, горько плачет и с каким-то абсолютно блаженным выражением лица ждет приезда любимого брата. Когда тот приезжает, она просит забрать ее из сумасшедшего дома, произносит полный ненависти к Родену монолог, пытается убедить брата, что Роден боялся, что Камилла окажется лучше, сильнее его. Но Поль Клодель проявляет не братское понимание, а мужскую солидарность. Камилла Клодель в итоге проводит в сумасшедшем доме почти 30 лет и бесславно умирает.

Впереди еще три фильма основного конкурса, в числе которых и лента казахского режиссера Эмира Байгазина. Главный герой - сложный мальчик, подросток, который до определенного момента терпит унижения со стороны своих сверстников. Галерею женских образов дополнят не только Катрин Денев, которая в картине Эммануэль Берко исполнит роль разочаровавшейся в жизни женщины, но и молодая кореянка Чжун Инчо, которая в фильме Хонга Сан Су "Ничья дочь Хэвон" предстанет в образе одинокой студентки, покинутой родителями и любимым мужчиной.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала