Рейтинг@Mail.ru
Убейте его для меня - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Убейте его для меня

© Фото : Централ ПартнершипКадр из фильма "Цель номер один"
Кадр из фильма Цель номер один
Читать ria.ru в
До церемонии "Оскар" считанные дни, однако российские зрители успеют собственными глазами увидеть еще несколько фильмов, претендующих на награды Академии. Ведь чем больше знаешь о номинантах, тем меньше спишь, прильнув к экрану телевизора и болея за самых достойных. На этой неделе в российских кинотеатрах можно будет посмотреть, к примеру, недавнее творение Кэтрин Бигелоу "Цель номер один" - не совсем правдоподобную, хоть и основанную на реальных событиях историю о том, как американцы ловили Усаму бен Ладена.

Наталия Григорьева

До церемонии "Оскар" считанные дни, однако российские зрители успеют собственными глазами увидеть еще несколько фильмов, претендующих на награды Академии. Ведь чем больше знаешь о номинантах, тем меньше спишь, прильнув к экрану телевизора и болея за самых достойных. На этой неделе в российских кинотеатрах можно будет посмотреть, к примеру, недавнее творение Кэтрин Бигелоу "Цель номер один" - не совсем правдоподобную, хоть и основанную на реальных событиях историю о том, как американцы ловили Усаму бен Ладена. И поймали.

Сразу стоит сказать, что из пяти номинаций, в которых заявлена лента Бигелоу, материализоваться в статуэтку больше всего шансов у той, что за лучшую женскую роль. На это звание вполне заслуженно претендует рыжеволосая бестия Джессика Честейн, чья героиня взваливает на свои хрупкие плечи обеспечение безопасности родины, да и всего мира.

Дабы напомнить зрителю, с чего все начиналось, в прологе Кэтрин Бигелоу использует не кадры хроники, обошедшие весь мир и добрую половину документальных и художественных фильмов на тему 11 сентября, а аудиозаписи. Весь зал наполняют одновременно десятки голосов, звучащих из разных динамиков, то тише, то громче, перекрывая друг друга – голоса диспетчеров службы спасения, полицейских, пассажиров тех самых самолетов, людей, находившихся в тех самых зданиях. Такой эмоционально тяжелый и оглушающий заход служит не только пояснением, но и даже в какой-то степени оправданием некоторых эпизодов фильма. Ведь сразу за этим действие на экране переносится на два года вперед, на одну из засекреченных военных баз, где в темном, сыром помещении без окон суровый парень Дэн пытает террориста, прерываясь лишь для того, чтобы встретить пребывшую для работы в его антитеррористической группе юную црушницу Майю. В Вашингтоне о ней говорят – "убийца", и, дабы оправдать хорошие рекомендации, героиня, не передохнув с дороги, сразу идет в клетку со львом, то есть возвращается вместе с Дэном в комнату для пыток. Пока лишь в качестве наблюдателя, хотя пройдут годы, и полученные знания придется-таки применять на практике. Да, именно годы: в два с половиной часа экранного времени укладываются долгие 10 лет, немало загубленных жизней и судьба одной женщины, которая все это время не занималась ничем, кроме поимки "террориста №1".

© Sony Pictures
Кадр из фильма "Цель номер один"

Кэтрин Бигелоу, 5 лет назад победившая всех и вся своим "Повелителем бури" и ставшая к слову первой женщиной, удостоенной "Оскара" за режиссуру, продолжает гнуть свою военную линию и прославлять бравых солдат армии США. Казалось бы, очередной повод для зрителей, особенно российских, усмехнуться над склонностью американских кинематографистов к патриотическому пафосу. Все оттого, что современному отечественному кино он не свойственен, а любой намек на любовь к родине не приветствуется и вызывает, когда молчаливое, а когда и не очень, осуждение. Впрочем, это тема для другого разговора, тем более что "Цель номер один", как ни странно, в этом отношении фильм сдержанный: конечно, за США тут погибают, не моргнув глазом, но ежесекундного желания встать и спеть гимн не возникает. Для сравнения можно посмотреть эпизод об уничтожении бен Ладена из сериала "Новости" (Newsroom) Аарона Соркина: простые граждане-пассажиры самолета аплодируют и обнимаются, "новостники" в студии не сдерживают слез радости и поздравляют друг друга, после чего с замиранием сердца слушают послание президента – звездно-сине-бело-красный занавес.

© Sony Pictures
Кадр из фильма "Цель номер один"

Что касается западных критиков, то они возмутились не идеологической составляющей в духе "за родину, за Обаму" - да и с чего бы им – а тем, что Бигелоу немало внимания уделила пресловутым методам ведения допросов, практиковавшимся не так давно в военных тюрьмах США. Показанные сцены пыток нельзя назвать усладой для взора, а то, что герои откровенно расстраиваются, когда правда об издевательствах над заключенными становится достоянием общественности, а каждый из предполагаемых террористов обзаводится десятком адвокатов, заслуживает осуждения. Но именно тот факт, что фотографии, на которых запечатлены те самые "методы ведения допросов", доступны для просмотра любому интернет-пользователю, делают упреки в адрес режиссера – мол, зачем это вообще показывать – необоснованными. Из песни слов не выкинешь. Что до неправдоподобности в изображении пыток, в которой также винят создателей "Цели номер один", то здесь уместно будет вспомнить шутку ведущих недавней церемонии вручения премии "Золотой глобус": "В этом вопросе можно доверять женщине, которая три года была замужем за Джеймсом Кэмероном".

Гораздо интереснее, что у Бигелоу бен Ладена убивают не во имя абстрактной идеи о защите страны, а ради одной конкретной женщины – героини Честейн. Собственно, это даже проговаривается по ходу действия, когда единственная из всех уверенная на 100% в том, что нашла место, где прячется враг, Майя обращается к спецназовцам: "Бен Ладен там. Убейте его для меня". И хотя показанное в фильме – утрированная версия реальных событий, нельзя не согласиться, что любая война, особенно такая долгая, рано или поздно становится личной и всегда касается людей, ради жизни которых стоит рисковать собственной.

© Sony Pictures
Кадр из фильма "Цель номер один"

Даже отбросив все возможные теории заговора, можно с уверенностью сказать, что эта история из разряда "что было в Вегасе, останется в Вегасе". Бигелоу лишь сделала ее человеческой, несмотря на то, что играют тут по-крупному. Ошибки стоят героям если не жизни, то сверхдорогого, сверхсекретного вертолета, который камнем падает на вражескую территорию во время спецоперации. Самые бесценные моменты фильма рождаются именно тогда, когда все эти агенты ЦРУ, разведчики, спецназовцы, со стальными нервами и, казалось бы, после всего пережитого, с каменными сердцами, вспоминают, что они вообще-то все еще живы. И здоровый парень в бронежилете, шлеме и с винтовкой наперевес, стоя на последнем этаже, у последней двери, отделяющей его от "цели номер один", в полной тишине с детской непосредственностью позовет: "Усама".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала