Рейтинг@Mail.ru
Преступницы и жертвы Изабель Юппер - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Преступницы и жертвы Изабель Юппер

Читать ria.ru в
Психопатки, убийцы, нимфоманки, авантюристки - лишь короткий список знаменитых ролей Изабель Юппер, которой сегодня исполняется 60 лет. Она "специализируется" на бессердечных, развратных, подавленных героинях, но эти образы получаются у нее всегда правдивыми, даже привлекательными.

Психопатки, убийцы, нимфоманки, авантюристки — лишь короткий список знаменитых ролей Изабель Юппер, которой сегодня исполняется 60 лет. Она "специализируется" на бессердечных, развратных, подавленных героинях, но эти образы получаются у нее всегда правдивыми, даже привлекательными. Ее преступницы одновременно жертвы, их ужасающие поступки говорят больше об их невинности, хоть и извращенной, нежели жестокости.

"Мне нравится брать необычные характеры и делать их нормальными, насколько это возможно, потому что, как мы знаем, трагедия и патология всегда прячутся в самом обыкновенном. Мне нравится играть на противоречиях, пытаться понять, как хорошее и плохое уживаются вместе. В драматургии все очень изменилось: раньше было зло и добро, и их нельзя было смешивать, а сегодня все неоднозначно. Намного интереснее наблюдать, как в одном человеке присутствует и то, и другое", — говорит Юппер.

Героини Юппер закрепили за ней звание "главной сумасшедшей" интеллектуального кино. А на родине она известна еще и переводами греческих трагедий на французский и беседой с философом Жаном Бодрийяром, опубликованной в 1994 году в журнале "Кайе дю Синема", где она была приглашенным редактором. И это, учитывая мнение Юппер, что быть актрисой значит "быть неталантливой во всем остальном". По-видимому, она исключение из своего же правила.

О ее карьере мечтают многие амбициозные актрисы — без откровенно плохих работ, с ролями у лучших режиссеров и наградами международных кинофестивалей (две в Канне, две в Венеции и "Специальный лев" и множество других), — но, мечтая, забывают, что дело не только в таланте и счастливом случае, но и в серьезном подходе к выбору ролей. Юппер в первую очередь выбирает не характер, который ей было бы интересно сыграть, а режиссера, с которым придется работать. Худшее, что может случиться с актером, по ее мнению, — плохой режиссер. В этом случае, если даже роль интересная, работа превращается в кошмар.

© AFP 2013, Ari Ojala

Изабель Юппе, 1981 год

К режиссерам Юппер очень требовательна, их нельзя "отредактировать", в отличие от актеров. Она ждет от них руководства, полного контроля съемочного процесса, умения направить актера, когда его персонаж становится карикатурой. Быть актрисой для нее не публичное занятие, а "личное дело": "Я стараюсь сохранять постоянную связь между ролями, которые я выбираю, и моей личностью. Поэтому так трудно выбирать фильмы и людей, с которыми работать. Все равно, что нет разделения между созданием фильма и твоей жизнью. Съемки тесно связано с уединенностью и интимностью. Чтобы сниматься в фильме, мне нужно чувствовать эту возможность быть уединенной, намного больше, чем дома".

По словам подруги Юппер режиссера Клер Денни, которая снимала ее в фильме "Белый материал": "Как актриса она не хочет быть милой или сострадающей. Она готова раздвинуть границы и пойти на риск. Ей любопытно обнаружить в конце что-то о ней самой, она не боится этого. У нее нет моральных предубеждений. Она уверенно идет на риски, принимает все возможности и двигается вперед".

Темную сторону Изабель впервые раскрыл на экране режиссер Клод Шаброль в фильме "Виолетт Нозьер", основанном на реальных событиях. Ее героиня — ангелоподобная, скромная 18-летняя девушка, живущая с родителями в маленькой квартире, скрывает от них свою демоническую сторону раскованной девицы, подрабатывающей проституцией ради денег. В конце она хладнокровно травит родителей ядом. Часто актеры, создавая достоверный отрицательный персонаж, невольно оказываются в роли "адвокатов дьявола". По словам Юппер, она работает иначе: "Перед началом съемок в фильме я не начинаю философствовать и размышлять, стоит ли попытаться оправдать зло. Но инстинктивно… Я не пытаюсь сочувствовать своим героям, а пытаюсь встать на их место и понять. Не идеализирую их, просто создаю обычные характеры, не очень симпатичные, но такими, какие они есть. И так работать с ролью можно в фильмах, которые задают вопросы, а не в тех, что дают ответы". Роль притягательной Виолетт принесла 25-летней Юппер первую награду в Канне.

©  Koch-Lorber Films

Кадр из фильма "Виолетта Нозьер

Юппер считают любимой актрисой Шаброля, они работали вместе в семи фильмах: "Церемония преступления", "Женское дело", "Мадам Бовари", "Ставки сделаны", "Спасибо за шоколад" и "Комедия власти". По словам режиссера, из всех актрис только Юппер умела читать его сценарии между строк и заранее знать их раскадровку. "Все, что мне нужно сказать, где будет находиться камера, чтобы она поняла, как сцена будет снята и где должно быть ее место в кадре. С ней мне никогда не приходится что-либо объяснять", — говорил Шаброль.

Изабель же привлекало в работе с Шабролем комбинация абсолютной свободы и абсолютной несвободы на съемочной площадке: "Я всегда чувствовала себя бабочкой, пойманной Клодом в свою сеть, но мне было удобно находиться в этой сети, которой являлась его камера. Я могла летать, но в то же время у меня были границы, и это именно то, что ищет актер — соединение свободы и ограничения. Это то, что может дать только хороший режиссер".

Из представителей "новой волны" Юппер также снималась у Жана-Люка Годара в фильмах "Спасай, кто может (свою жизнь)" и "Страсть". По ее словам, делать фильмы с Годаром — уникальный опыт, который невозможно использовать в дальнейшем. "С Годаром ты не проходишь ни по одному классическому пути создания характера. Это нулевая отметка — ты ничего не делаешь, очень странное ощущение. <…> Он далек от любых существующих установок и представлений о персонажах. Поэтому он прекрасный режиссер — больше, чем прекрасный режиссер, невероятный мыслитель кино", — считает француженка.

Самая известная и провокационная роль Изабель Юппер — Эрика в "Пианистке" Михаэля Ханеке. Ранее режиссер приглашал Юппер на одну из главных ролей в фильме "Забавные игры", но тогда она отказалась, "не хватило смелости". По ее мнению, от актера требовалось больше жертвы, испытывая подобную жестокость на экране, нежели самой игры.

Показ "Пианистки" в Канне произвел на зрителей шокирующее впечатление, как, впрочем, и большинство картин Ханеке. Картина получила Гран-при жюри, а исполнители главных ролей Изабель Юппер и Бенуа Мажимель — серебряные пальмовые ветви.

Рассматривая возможность экранизации книги австрийской писательницы Эльфриды Елиник, Ханеке предупредил продюсеров, что без Изабель даже не возьмется за съемки. Благо она согласилась, несмотря на предупреждение режиссера о безжалостности истории. "С самого начала для меня было очевидно, что я смогу снять фильм, только если она сможет в нем участвовать. Она невероятно профессиональна, то, на что она способна в выражении боли. С одной стороны, вы наблюдаете невероятное страдание, с другой — ее холодную интеллектуальность. Ни один другой актер не может сочетать эти две стороны", — рассказывал Ханеке.

© Kino International

Кадр из фильма "Пианистка"

Юппер играла профессора Венской консерватории, строгую женщину средних лет, которая дома становилась маленькой, забитой девочкой под влиянием деспотичной матери, а напряжение снимала в порномагазинах и "мечтая о побоях". Когда молодой пианист Вальтер влюбляется в нее, Эрика раскрывает ему все свои извращенные фантазии и без тени смущения предлагает их осуществить, чем пугает романтичного юношу. Вся эта пошлость и банальность — на поверхности, остальное, самое главное, — в тонкой игре Юппер (и привлекательной естественности Мажимеля). Камера Ханеке внимательно наблюдает за малейшими изменениями в эмоциональном состоянии Эрики-Изабель — от бесстрастности и напряженной собранности до потери всякого контроля над собой и невероятного страдания. По словам актрисы, секрет в том, что она никогда не играет персонажей, играет чувства: "Я играю определенные состояния, определенный спектр эмоций. Образ героя это что-то очень неопределенное. Изначально, когда я читаю сценарий, всплывают определенные детали и картинки. <…> Мне кажется, намного интереснее воспринимать актерскую игру как полотно, на которое ты кидаешь различные идеи. Это может быть цвет или ритм, это может быть музыка. А также это видение себя".

Актрисам после пятидесяти роли уже выбирать не приходится, они постепенно становятся героинями второго плана — чьими-то матерями или подругами. Но это точно не касается Изабель Юппер. Сегодня она играет не менее интересных персонажей, нежели в свои тридцать. Фильмы с ее участием постоянные участники Каннского и Венецианского кинофестивалей. В последнее время Юппер сотрудничает с представителями азиатского кинематографа ("Захваченные" Брийанте Мендосы, "В другой стране" Хон Сан Су), и ей до сих пор интересно учиться, работать с режиссерами неклассических кинематографических школ.

© Другое кино

Кадр из фильма "В другой стране"

"Я никогда не мыслю в категориях прошлого, настоящего, будущего. Я ощущаю себя абсолютно так же, как и когда только начинала — во мне уже был творческий потенциал. У меня не было возможности продемонстрировать его полностью сразу, но он был. Роли, которые я играла тогда, я могу сыграть и сегодня, и роли, которые я создаю сегодня, я могла бы сыграть тогда. Я не чувствую, что кардинально изменилась в смысле таланта, и я не думаю, что моя личность кардинально изменилась с годами", — признается Юппер.

Подготовила Валерия Павлова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала