Рейтинг@Mail.ru
"Трус", интеллигент и небывалый Вицин - РИА Новости, 21.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Трус", интеллигент и небывалый Вицин

© МосфильмВицин Георгий Михайлович в фильме "Кавказская пленница"
Вицин Георгий Михайлович в фильме Кавказская пленница
Читать ria.ru в
"Смеяться - это естественная потребность человека... нормального. А отсутствие чувства юмора - это болезнь... ненормального человека", - рассуждал Георгий Вицин, которому прочили карьеру серьезного драматического актера, но судьба распорядилась иначе.

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Вицина. Бальзаминов, Хмырь и легендарный Трус – артист стал известен, прежде всего, своими киноролями. Однако начинал Вицин как актер театра – в составе труппы от студии второго МХАТа, затем на сцене Театра Ермоловой, позже работал в Театре Киноактера, а также участвовал в телевизионных постановках "Кабачка "13 стульев", где играл поэта Пана Цыпу в дружном коллективе актеров Театра Сатиры. Такую школу живого общения со зрителем артист считал чрезвычайно важной.

"Для меня нет понятия "киноартист". Есть понятие "актер", которое рождается в театре в общении с живым зрительным залом. Если актер не работал в театре, это ужасно, потому что пропущена учеба, где складывается актерская индивидуальность. Я прошел школу театра […] и в кино уже не был беспомощен. Я мог представить себе несуществующего зрителя".

Посмотрите фотоленту: Скромное обаяние Георгия Вицина >>

Дебют в кино состоялся довольно поздно – первой ролью стал неприметный железнодорожник на станции в ленте Сергея Юткевича "Здравствуй, Москва!". На тот момент Вицину уже "стукнуло" 27. Впрочем, эту работу сам Георгий Михайлович своим дебютом не считал – первой "настоящей" ролью для него стала работа в фильме Григория Козинцева "Белинский". "Худоба! Нос, как у Гоголя!" - отметил режиссер. Именно его черно-белая картина в 1951 году "нанесла" театрального актера на карту советского кино. Сходство с великим писателем сыграло Вицину на руку еще раз – в ленте 1952 года "Композитор Глинка" он снова исполнил роль Николая Гоголя. Неудивительно, что Вицину стали прочить карьеру серьезного драматического актера, но судьба распорядилась иначе.

Пробы на роль Овода в одноименном фильме Александра Файнциммера прошли неудачно – зато именно тогда в коридорах "Ленфильма" актера заметил ассистент режиссера Семена Тимошенко. Кастинг в юмористическую ленту "Запасной игрок" Вицин прошел с первого раза – при том, что герой Вася Веснушкин, по сценарию, был 19-летним пареньком, в то время как самому артисту уже было 36. Роль юного футболиста стала для Вицина первой главной ролью в кино, и она потребовала от актера не только самоотдачи, но и серьезной физподготовки.

"Надо было перед съемками растрясти свои жиры, чем я и занимался целый месяц на футбольном поле в Сухуми".

В следующий раз обмануть время Георгию Михайловичу довелось уже 10 лет спустя – в картине Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова". По слухам, режиссер присмотрел Вицина на главную роль в своей комедии еще в 1955 году, но съемки долгое время откладывались, и в итоге, недоросля и неженку Мишу Бальзаминова предложили сыграть 46-летнему Георгию Вицину. Адепт йоги и здорового образа жизни, актер и впрямь выглядел значительно моложе своих лет, плюс давняя договоренность с Воиновым, который, в свою очередь, пообещал "грамотное" освещение на площадке и команду гримеров – Вицин решил рискнуть.

"Каждую морщинку прикрыл веснушкой […] Женитьба забальзамированного!"

© "Мосфильм"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова", 1964 год

К слову, сыгравшая "матушку" героя Людмила Шагалова была на шесть лет младше. Комедия по мотивам трилогии Островского ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)") о попытках мелкого чиновника Миши Бальзаминова выгодно жениться на богатой, с Нонной Мордюковой, Екатериной Савиновой, Людмилой Гурченко и Надеждой Румянцевой, была тепло принята зрителем. Тем более, что к моменту выхода ленты в прокат в 1964 году Вицин уже был известным на всю страну комедийным актером.

"Смеяться - это естественная потребность человека... нормального. А отсутствие чувства юмора - это болезнь... ненормального человека".

Еще в 1957 году Леонид Гайдай пригласил Георгия Вицина на одну из ключевых ролей в комедии "Жених с того света" - актер сыграл управделами Фикусова. Увы, особого успеха в прокате картине не имела – тем более, что цензура обошлась с ней довольно сурово, урезав до размеров короткометражки. Зато следующая совместная работа Гайдая и Вицина стала судьбоносной – именно в новелле "Пес Барбос и необычный кросс", снятой как один из фрагментов для мосфильмовского юмористического киноальманаха "Совершенно серьезно", впервые появилось легендарное трио Трус, Балбес, Бывалый. Концепцию трех взаимодополняющих персонажей-масок придумал Леонид Гайдай, и он же сразу нашел "своего Труса" - Вицина.

"По актерскому амплуа он мне очень близок. Я про него все знаю. Он нежный, по-своему поэт. Он не вяжется в этой шайке с другими. Для меня не было мучений его придумать. Я как-то сразу его почувствовал и часто во время съемок импровизировал".

Вицин, в свою очередь, посоветовал Балбеса – актер видел Юрия Никулина во время его цирковых выступлений. Евгения Моргунова на роль Бывалого предложил директор "Мосфильма" Иван Пырьев. Троица жуликов так полюбилась зрителю, что уже на следующий год, в 1962-м, вышла следующая короткометражка "Самогонщики", а в 1964 году актеры появились уже в полном метре - в комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" она поучаствовали в драке в ресторане "Одуванчик".

© РИА Новости
Кадр из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 год

Следующее сотрудничество с Гайдаем стало, пожалуй, самым плодотворным – в 1965 году на советский экран вышла комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", а годом позже – "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Эти ленты стали знаковыми для каждого поучаствовавшего в них артиста: Александр Демьяненко остался "вечным Шуриком", Наталья Селезнева – Лидой, Наталья Варлей – Ниной, Владимир Этуш – товарищем Сааховым, а Вицин, Никулин и Моргунов уже не воспринимались поклонниками иначе, как Трус, Балбес и Бывалый. Троице даже дали общее имя – ВиНиМор.

Однако зритель не подозревал, что гайдаевской команде вскоре было суждено расстаться. "Кавказская пленница", собравшая в год релиза 76,5 миллионов зрителей, стала последней совместной работой режиссера с трио. По слухам, у Леонида Иовича не складывались отношения с Бывалым-Моргуновым, ни на площадке, ни за ее пределами. И уже в 1962 году в свою кинокомедию "Деловые люди" по мотивам О.Генри Гайдай пригласил только Вицина – на роль мошенника Сэма в новелле "Вождь краснокожих", и Никулина – на роль вора в "Родственных душах".

© "Мосфильм"
Кадр из фильма "Деловые люди", 1962 год

На момент съемок "Кавказской пленницы" режиссер уже чувствовал, что сама идея комедийной троицы себя исчерпала. И не он один – говорят, Никулин долго отказывался сниматься "в этой ерунде". Стимулом послужило обещание Гайдая выставлять шампанское за каждую придуманную шутку, каждую импровизацию на тему предложенного сценария. Однако "мозговой штурм" стал коллективным, и порой было непросто выделить автора какой-либо удачной хохмы (так, эпизод со шприцем в ягодице Бывалого, по слухам, предложил Никулин, а Вицин дополнил картину, сказав, что воткнутый шприц должен раскачиваться). Одной же из наиболее "выстреливших" находок Вицина стали "конвульсии" Труса, зажатого между Моргуновым и Никулиным, в сцене "Стоять до конца!".

© РИА Новости
Кадр из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 год

"Я без удовольствия не должен выходить ни на сцену, ни на экран. Поэтому и увлекся комедией. Все, что я готовлю, проверяю сначала на себе. Я раздваиваюсь - читаю, проверяю и смеюсь, как зритель. Или не смеюсь. Тогда переделываю".

ВиНиМор появлялся в кино и после Гайдая – в ленте "Семь стариков и одна девушка", в "Комедии давно минувших дней". Артисты выступали в огоньках на телевидении, а созданные ими образы были настолько популярны среди зрителей всех возрастов, что даже использовались в мультипликационных похождениях бременских музыкантов.

Вицин, вообще, любил работу с анимацией – к озвучиванию мультфильмов он подходил не менее серьезно, чем к съемочному процессу. Его голосом до сих пор говорят домовенок Кузька, Джузеппе из "Приключений Буратино", жук-музыкант из "Дюймовочки", козел в мультике "Кошкин дом", садовник Кактус в "Чипполино", павиан в "Слоненке", папа в "Паровозике из Ромашково", петух в анимации "Петух и Краски", старый мангуст в "Рикки-Тикки-Тави", Карандаш в истории "Ровно в три пятнадцать" и много-много зайцев – в мультиках "13 рейс", "Мешок яблок", "Дед Мороз и серый волк", "Сказки для больших и маленьких" и других.

© "Ленфильм"
Кадр из фильма "Старая, старая сказка", 1968 год

Георгий Михайлович также часто участвовал в экранизациях для детей – он сыграл царя Берендея в "Весенней сказке" и короля Каторза Девятого в "Царевиче Проше", злого волшебника Андрея Андреевича в "Сказке о потерянном времени" и доброго - в "Старой, старой сказке" с Олегом Далем и Мариной Нееловой.

Еще одним органичным для Вицина амплуа стали роли тихих, застенчивых героев – начиная с ленты 1956 года "Она вас любит", где актер сыграл "человека со смешной фамилией "Канарейкин" и очень странной профессией - заведующий отделом хищников и обезьян местного зоопарка", и до "Неисправимого лгуна" 1973 года, где Вицин исполнил главную роль парикмахера Алексея Ивановича Тютюрина.

Сам же Вицин в числе своих любимых ролей традиционно упоминал одну из первых киноработ – сэра Эндрю в кинопостановке 1955 года "Двенадцатая ночь". Образ, по признанию самого актера, родился еще в театральных наработках - и вышел действительно удачным.

"Мне больше других нравится роль сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи" режиссера Яна Фрида. Она была отмечена в Англии - вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора. Я даже получил письмо от одного студента из Оксфорда, где он изливался восторгами. Но Би-Би-Си, говоря об этой роли, называло меня, почему-то, "Выпин". Возможно, оно и предсказало будущие мои "пьяные" кинороли".

© "Мосфильм"
Кадр из фильма "Не может быть!", 1975 год

Действительно, столь нехарактерные для реального, живого Георгия Михайловича роли алкоголиков со временем стали едва ли не его визитной карточкой. После Труса, которому за кадром пиво в кружке заменяли отваром шиповника, артисту стало поступать немало предложений в подобном ключе: монтер Мечников в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая ("Утром деньги – вечером стулья"), гробовщик Безенчук в "12 стульях" Марка Захарова и алкоголик Чоколов в "Опасно для жизни!" с Леонидом Куравлевым и Ларисой Удовиченко.
А особенно полюбилась зрителям роль Георгия Вицина в гайдаевской ленте "Не может быть!". Неудивительно, ведь "папаша" из третьей новеллы "Свадебное происшествие" - автор крылатой фразы "Романтизьму нет, выпить не с кем". Эпизодическая роль стала одной из самых ярких в картине по мотивам Зощенко – кстати, любимого писателя самого Вицина. Актер рассматривал его сатиру как нечто, созданное для "душевного интимного чтения", а его юмор – скорее как человеческую драму.

"Драму я люблю. Ту, которая у Зощенко, трагикомическую. А остальное мне не нравится. Да это и вредно, особенно в наше время. У каждого была какая-то душевная травма: кто-то в семье ушел из жизни, кто-то болен... С другой стороны, и мне это не хотелось бы бередить и пользоваться собственным грустным багажом".

Однако судьбу другого "вицинского алкоголика" иначе как драматичной не назовешь. В фильме Александра Серого "Джентльмены удачи" актер сыграл Гаврилу Петровича Шереметьева, или просто "Хмыря" - рецидивист получился неким комедийным вариантом героев горьковской пьесы "На дне" и запомнился крылатыми фразами вроде "Йес, йес… ОБХСС!". Лента стала лидером проката в 1972 году – на Леонова, Вицина и Крамарова в ролях Доцента, Хмыря и Косого пришло посмотреть свыше 65 миллионов зрителей.

© "Мосфильм"
Кадр из фильма "Джентльмены удачи", 1971 год

Последними киноработами Георгия Михайловича стали лента Андрея Бенкендорфа "Несколько любовных историй" и один из первых отечественных "ужастиков" "Хагги—Траггер" 1994 года. Иногда Вицин выступал на сборных юморинах в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам. К издержкам возраста он относился с юмором: "Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые". Известно, что одно из своих последних интервью Георгий Вицин окончил фразой: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!"

Действительно, суетиться и выискивать выгоды было совсем не в характере Георгия Михайловича. Скромный, "созерцательный" Вицин всесоюзной, а затем и всероссийской славе предпочел тихую семейную жизнь со второй женой Тамарой и дочерью Натальей, а если вдруг начинал "метаться", как прославивший его персонаж, и переживать, домашний попугайчик садился ему на плечо и советовал: "Ну что ты все бегаешь? Поди поспи!"

Подготовила Вера Матвеева

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала