Наталия Григорьева
Новая часть пародийной франшизы "Очень страшное кино 5" выходит в российский прокат. После семилетнего перерыва за дело вновь взялись сценаристы двух предыдущих и, надо заметить, самых удачных "серий" Дэвид Цукер и Пэт Профт, а объектами для высмеивания стали хоррор-хиты последних лет – от "Паранормального явления" до "Хижины в лесу".
"Очень страшное кино", появившись на заре XXI века, потихоньку превратилось в отдельный поджанр низовой комедии, развивавшийся параллельно и в качестве оппозиции, скажем, новой американской комедии Джадда Апатоу. Примитивные гэги, туалетный юмор и эксплуатация новейших слэшеров, возродившихся в конце 90-х вместе с "Криком" Уэса Крэйвена, – три кита, на которых опирались авторы первых двух частей франшизы братья Уайнсы. Было не столько смешно, сколько ново. А вот Цукер и Профт, взявшие бразды правления в 2003 году, казалось, решили сменить курс, и для начала выбрали для высмеивания совершенно иной материал, перейдя от ужастиков про маньяка и подростков к японским историям о призраках и фильмам М. Найта Шьямалана. Шутки стали чуть умнее и глубже, пародии тоньше.
В этом смысле новое "Очень страшное кино" вместило в себя одновременно и худшее из придуманного Уайнсами, и лучшее из найденного Цукером и Профтом. Тон задают в почти документальном прологе Майкл Шин и Линдси Лохан, давно ставшие карикатурами на самих себя, а потому самих себя и играющие. Основное действие представляет собой ловко слепленные в историю о злоключениях молодой семьи пародии на недавнюю "Маму" и "Паранормальное явление" - вполне очевидный выбор с учетом того, что и в оригиналах много комичного и нелепого. Больший интерес представляют, пожалуй, второстепенные сюжетные линии. Героиня отправляется на курсы балета в местный театр и попадает в "Черного лебедя". Тем временем обязательные персонажи любого из "очень страшных фильмов" - чернокожие "укурки", одного из которых здесь играет рэпер Снуп Дог, - прогуливаясь по лесу, набредают на хижину.
Упоминание арт-хаусного триллера Дарена Аронофски и интеллектуального ужастика "Хижина в лесу", чуть ли не лучшего мистического фильма последних лет, делает авторам "Очень страшного кино" честь. И в данном случае то, как именно они перерабатывают выбранные сюжеты, - дело десятое. Причина возрождения франшизы после весьма внушительного перерыва та же, по которой эти фильмы вообще появились - очередной небывалый подъем хоррор-индустрии. К сожалению, не столько качественный, сколько количественный. Тут-то "Очень страшное кино" и выступает, пусть неизящной, но все же подсказкой: если фильм становится объектом пошловатого высмеивания здесь, то он уж точно заслуживает внимания – проверено временем.