Рейтинг@Mail.ru
7 киноработ Петра Тодоровского: о войне и любви - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

7 киноработ Петра Тодоровского: о войне и любви

Читать ria.ru в

Режиссер Петр Тодоровский скончался сегодня, 24 мая 2013 года, в одной из московских больниц от осложнения после воспаления легких. Его судьбу не назовешь легкой, но пережитые трудности помогли ему снимать искренние и душевные фильмы. Он начинал работу в кинематографе как оператор, но пошел намного дальше, став и режиссером, и сценаристом своих картин. Проект Weekend РИА Новости выбрал семь киноработ режиссера, которыми восхищались критики и которые любили зрители.

"Весна на Заречной улице" (1956)

Операторы – Петр Тодоровский, Радомир Василевский

Увидев на фронте работу военных кинооператоров, Петр Тодоровский решил, что, если останется жив, обязательно освоит эту профессию. Так и произошло. В 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека, а после окончания почти 10 лет проработал на Одесской киностудии.

Первой операторской работой Тодоровского стал фильм "Весна на заречной улице" (совместно с Радомиром Василевским). Лента, снятая молодыми режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым, стала одной из знаковых работ того времени. Сюжет ее знаком, пожалуй, каждому: это история любви между молодой учительницей русского языка и литературы Татьяной и ее взрослым учеником, сталеваром Сашей. История, снятая с теплотой и неподдельной откровенностью и честностью, именно этим в первую очередь покорила зрителей.

Фильм снимался в Запорожье на заводах Запорожсталь и Днепроспецсталь. И, как рассказывал когда-то Петр Тодоровский, помогали в съемках сами рабочие, ради красивого кадра нарушая правила, например, позволив ему снять огонь мартеновских печей. Советские критики высоко оценили работу актеров, режиссеров и операторов, в первую очередь Тодоровского, умело чередовавшего общие и крупные планы.

© РИА Новости
Актриса Нина Иванова в роли Тани, в роли Саши Савченко - артист Николай Рыбников. Кадр из художественного фильма "Весна на заречной улице".

"Любимая женщина механика Гаврилова" (1981)

Режиссер – Петр Тодоровский

В 1981-м году на экраны вышла комедийная мелодрама "Любимая женщина механика Гаврилова", снятая Тодоровским по сценарию Сергея Бодрова, с блистательной  Людмилой Гурченко в главной роли. Это история о 38-летней разведенной женщине и матери взрослой дочери Рите, которая снова собралась замуж. В назначенный день Рита приходит в дверям ЗАГСа, но так и остается стоять в нарядном платье в ожидании жениха, который не приходит ни в десять, ни в одиннадцать, ни в двенадцать часов. Фильм охватывает один день жизни Риты, когда она становится свидетельницей и участницей самых разных событий, как калейдоскоп, складывающихся в картину ее собственной жизни и характера – характера сильной, волевой и обаятельной женщины, чей юмор спасает даже в самой безнадежной ситуации.

© РИА Новости
Людмила Гурченко и Евгений Евстигнеев на съемках фильма "Любимая женщина механика Гаврилова" режиссера Петра Тодоровского

Фильм о женщине бальзаковского возраста и ее "женском счастье" получился одновременно грустным и смешным, легким и серьезным, местами печальным, местами ироничным. Снималась картина в Одессе, городе, где Тодоровский работал над многими своими фильмами. "И каждый раз мне помогал в этом одесский юмор", - говорил режиссер о любимом городе.

"Картина о любви вся - от и до. Бывает, когда любовь – это элемент роли, а это – от и до", - рассказывала о своей работе Людмила Гурченко, у которой эта роль стала одной из самых любимых у зрителей.

По словам актрисы, в картине она старалась "веселиться даже там, где это невозможно", чтобы трагедия становилась комедией.

"Военно-полевой роман" (1983)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

В одном из самых известных своих фильмов – "Военно-полевом романе" - Тодоровский затронул тему, над которой размышляли многие писатели и режиссеры послевоенного времени: на войне страшно, но еще страшней - возвращение к нормальной жизни, где бывшие фронтовики зачастую не могли найти себе места. Замысел будущей картины родился у Петра Тодоровского еще во время учебы во ВГИКе. Гуляя по центру Москвы, он случайно встретил жену своего комбата, в которую были влюблены все юные солдаты.

"В один промозглый зимний день, проходя мимо ЦУМа, слышу до боли знакомый смех с хрипотцой. Это - она, та самая, о которой я мечтал на войне. Но как не похожа на себя прежнюю! Ее нельзя узнать - только голос выдает. Она стоит, укутанная платками поверх телогрейки, в разношенных валенках, и хрипло выкрикивает: "Кому пирожки-и?". Женщина не узнала меня, и я ничего не сказал ей. Но забыть эту встречу не мог. Пытался представить ее судьбу после гибели комбата - одиночество, ожесточение, ребенок на руках... Долго-долго вынашивал я этот замысел...", - вспоминал режиссер.

© РИА Новости
Наталья Андрейченко в роли Любы в фильме "Военно-полевой роман"

Благодаря тому случаю и появился герой Саша Нетужилин (Николай Бурляев) – молодой солдат, который на фронте увлекся возлюбленной своего командира санитаркой Любой (Наталья Андрейченко) и встретил ее вновь через несколько лет после окончания войны. Саша женат, учится в институте и работает киномехаником, а Люба – бывшая фронтовая красавица – торгует пирожками на площади и воспитывает дочь от погибшего комбата. Нетужилин хочет помочь женщине, его сострадание понимает и деликатная жена Вера (Инна Чурикова), но понимает она еще и то, что Люба уводит у нее мужа. Вскоре в любовном треугольнике появляются новые герои – ухажер Любы Гриша (Всеволод Шиловский) и заместитель председателя исполкома Новиков (Виктор Проскурин).

Войны в фильме Тодоровского почти нет – его история о людях, состраданием к которым проникнута вся картина.

"Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой -теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. Не знаю, мне было 19 лет - возраст, когда ты впитываешь очень быстро и очень много… И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует", - рассказывал Петр Ефимович.

С особым вниманием автор относился к своим героям, в каждом из которых хотел подчеркнуть человеческое. "Про всех своих героев я одно знаю совершенно точно - они никогда не предадут. Никогда, что бы ни случилось. Верность - их естество", - говорил режиссер.

По нраву мелодрама пришлась не только советскому зрителю: на Берлинском фестивале, где состоялась премьера фильма, Инна Чурикова получила приз за лучшую женскую роль, а позже "Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший зарубежный фильм".

"По главной улице с оркестром" (1986)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

"По главной улице с оркестром" - картина про скромного преподавателя сопромата Василия Муравина (Олег Борисов), жизнь которого начинает трещать по швам: на работе на место завкафедрой ему предпочитают более прагматичного, хоть и ограниченного коллегу, а дома ждет непонимающая, ставшая почти чужой жена, которая обвиняет его в неспособности сделать карьеру и то и дело насмехается над единственной отдушиной – игрой на гитаре.

© РИА Новости
Олег Борисов в фильме "По главной улице с оркестром"

В образе героя есть автобиографические нотки – когда-то и сам Тодоровский был участником армейской самодеятельности, "замечательно играл на аккордеоне" и даже собирался поступать в консерваторию, но потом передумал и понес документы во ВГИК.

"Зимой в сапогах с металлическими подковками я приехал в Москву, зашел в консерваторию, а там…. интуиция подсказала, что не надо идти. Я решил, что попытаюсь поступить во ВГИК на операторский факультет – о чем не жалею", – рассказывал он.

В картине герою тоже приходится делать важный жизненный выбор: наступает момент, когда он понимает, что больше так продолжаться не может и бросает всю свою прошлую жизнь с семьей и работой, чтобы неожиданно найти поддержку в лице собственной повзрослевшей дочери Ксении (Марина Зудина).

В фильме на "музыкальную тему", конечно, очень важны песни. "В белом сне", "И все-таки мы победили", "Колыбельная" - музыку к ним, как и ко многим другим своим фильмам, "несостоявшийся" музыкант Тодоровский писал сам.

"Интердевочка" (1989)

Режиссер – Петр Тодоровский

"Интердевочку", снятую по повести Владимира Кунина в конце 1980-х, часто называют чуть ли не главным фильмом перестройки и первым вызовом советской системе. Фильм, в котором затрагивалась запретная тема, стал нетипичным и для самого режиссера-фронтовика. Тодоровский к тому времени имел репутацию независимого автора, самостоятельно выбирающего материал, но, несмотря на заслуги, финансировать его смелый фильм государство отказалось, в результате расходы поделили "Мосфильм" и шведский партнер Filmstallet AB.

© РИА Новости
Елена Яковлева и Томас Лаустиола на съемках фильма "Интердевочка" режиссера Петра Тодоровского.

Главная героиня Таня Зайцева (Елена Яковлева) – медсестра и валютная проститутка, которой неожиданно делает предложение руки и сердца ее шведский клиент (Томас Лаустиола). В мечтах о западной стабильности и комфорте Таня добывает необходимые справки и уезжает в Швецию, оставляя на Родине мать (Лариса Малеванная). За границей Таня начинает скучать, и единственным искренним собеседником для нее становится русский дальнобойщик Виктор (Мартиньш Вилсонс), с которым она отправляет подарки маме в Ленинград. Вскоре в СССР на Таню заводят дело по статье "спекуляция", и следователи рассказывают ее маме-учительнице об истинном источнике дохода дочери. Женщина собирается покончить с собой, однако соседка, вовремя почувствовавшая запах газа, спасает ее. В это время Таня по пути в аэропорт попадает в аварию и погибает. В конце фильма звучит русская народная песня "Бродяга", усиливающая трагичность финала.

"Я хотел сделать по-другому. Она несется на машине в аэропорт, начинается дождь, звучит трагическое танго. И в финале машина стоит на обочине: и туда ей дороги нет, и обратно. Мне казалось, что это было бы очень точно. Но тут все уперлись - и руководство, и Кунин - нет, жизнь должна ее наказать! Ну, думаю, черт с вами", - вспоминал Петр Тодоровский.

"Интердевочка" стала не только одним из лидеров советского проката, но и была куплена многими зарубежными компаниями, а все члены съемочной группы впервые получили гонорары, сравнимые с европейскими.

"Анкор, еще анкор!" (1992 год)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

Фильм о жизни маленького провинциального гарнизона в первые годы после войны. Казалось бы, к 1992 году страна уже сделала все открытия и "повидала всякого", на экраны уже давно вышла "Интердевочка" Тодоровского и "Маленькая Вера" Пичула, но "Анкор" разделил зрителей на два лагеря. В одном картину называли "совершеннейшей пошлостью, безвкусицей и мерзостью", клеветой на советскую армию; а в другом – восхищались мастерством режиссера, сумевшего показать жизнь вчерашних фронтовиков такой, какой она была.

Герои фильма прошли войну, но продолжают жить по законам природы, у каждого из них свои желания, страсти и склонности, противостоять которым нет смысла. Полковник влюбляется в молодую женщину и становится двоеженцем, а его ординарцу нетрадиционная сексуальная ориентация не мешает быть преданным другом. Молодая "полковница" не устояв перед обаянием и молодостью лейтенанта, пускается во все тяжкие, а мужеподобная машинистка домогается любви ординарца. Жена капитана ради карьеры мужа ложится в постель с его начальниками при каждом удобном и неудобном случае, а интендант ежевечерне напивается до беспамятства и пишет письма с признаниями в любви потенциальным невестам, чтобы утром, протрезвев, забрать эти послания у почтальона.

Да, такая жизнь, возможно, недостаточно духовна, но без ссор, измен, метаний и крайностей она невозможна и искусственна.

© Мосфильм
Кадр из фильма "Анкор, еще анкор!"

"Риорита" (2008)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

В 2009 году Тодоровский представил свою последнюю работу: фильм "Риорита", по его собственным словам, совсем не похожий на то, что снимал раньше.

Это малобюджетное кино, название которому дал старый шлягер, снималось скромно без участия знаменитых актеров, и также скромно вышло на экраны (премьера состоялась 9 мая 2009 года на телевидении). Изначально сценарий назывался "На память о пережитых страхах" - эти слова написал Тодоровскому на фотографии фронтовой товарищ.

В центре сюжета белорусская семья Пичуговых, три сына и пожилой отец, попавшие на фронт в конце войны. Еще один герой картины - бывший надзиратель лагеря политзаключенных, персонаж отрицательный, которого даже война не смогла изменить.

"Война меня не отпускает, - рассказывал тогда журналистам Тодоровский. - Мне хотелось приоткрыть еще одну страничку об этой войне. О чем раньше, как мне кажется, не было сказано в наших фильмах".

© предоставлено киностудией "Мирабель"
Режиссер Петр Тодоровский на съемках фильма "Риорита"

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала