Рейтинг@Mail.ru
"Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров

Читать ria.ru в
11 августа 1973 года на советские экраны вышел многосерийный фильм "17 мгновений весны".

Кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль "не осилил" Куравлев, зачем была нужна Фрау Заурих и что знает о Штирлице режиссер фильма Татьяна Лиознова — в материале проекта Weekend.

Штирлиц знал, что война закончилась, но не знал только, где.

К этому анекдоту из цикла двусмысленных шуток про знаменитого разведчика можно только добавить, что и война не знала, где "закончился" Штирлиц. Что было с ним после возвращения в Берлин? Фильм "17 мгновений весны" не до конца удовлетворяет наше любопытство, оставляя своего героя на обочине дороги за 45 дней до великой победы. И это далеко не единственное, чего вы могли не знать о легендарном фильме.

Ничего особенного

"Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит", — так вспоминал о съемках фильма актер, исполняющий роль Мартина Бормана, Юрий Визбор.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день – так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Штирлиц – грузин

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко – в качестве "штирлицев" она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть". Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая.

Но у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым – сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Также сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера – а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили.

© РИА НовостиЛучшие кадры "17 мгновений весны" и других фильмов Татьяны Лиозновой
Лучшие кадры 17 мгновений весны и других фильмов Татьяны Лиозновой

Были даже пробы, репетиции, но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: "Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против", — рассказывал он.

После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для "смелости". Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. "Играть ты должен, прожигая им своего партнера", — повторяла Лиознова.

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: "И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож – отказался бы от роли". Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера.

На тему фильма у него есть даже любимый анекдот: "Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. "Броневой", – понял Штирлиц".

Чего не было в сценарии

Как известно, фильм "17 мгновений весны" является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова. Однако Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

Для Лиозновой съемки "17 мгновений…" были не просто работой: в дни, когда ей попалась в руки книга Семенова, она как раз искала историю, которая сможет ее по-настоящему вдохновить. Образ разведчика Исаева, вынужденного находиться за сотни километров от родины в "логове" врага, впечатлил ее.

"Это и моя история", — рассказывала Татьяна Лиознова, вспоминая о том, как война забирала мужчин из ее семьи.

По словам режиссера, ей было интересно рассмотреть душу разведчика Исаева, понять, чем она наполнена. К книге Лиознова добавляет новых персонажей – молодую немку Габи и пожилую Фрау Заурих. "Зачем нужна была Фрау Заурих? Наверное, фильм мог быть и без нее…", — смеялась режиссер. Однако потом все же раскрыла секрет – эти герои раскрывают образ Штирлица, показывают его более человечным, живым. "Нужно было как-то нарастить "мир людей" вокруг Штирлица, не только среди мундиров". По сюжету фильма, Штирлиц вывозил пожилую Заурих на прогулки по лесу – именно с этого и начинается первая серия. "Это он кого вывозит? Он себя вывозит. Сам вырывается из этого ада погонов", — поясняет Лиознова.

© Киностудия им. М. ГорькогоКадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр из фильма Семнадцать мгновений весны

В фильме Штирлиц получился действительно более "душевным", чем по задумке Семенова – свой вклад внес и исполнитель главной роли – Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн была влюблена его. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица.

Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма – сцены встречи Штирлица с женой в кафе "Слон". О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами – тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый (под одной из версий – легендарный советский нелегал Конон Молодый). Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Почему жена без ребенка

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не "заметит" женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой.

Сцена встречи в кафе "Слон" — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). "Это потруднее, чем сыграть Штрилица, где все на него работает", — говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева). Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в "живой" актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова – к тому же, что у него в тот день был первый за все время выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе "Слон" не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц.

Про Штирлица

Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. "Кроме анализа и сопоставления ничего нет!", — говорил Дуров о Штирлице, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении. У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова – то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. "Это дает правду жизни", — объясняла режиссер. У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый – один раз профессией и второй раз – немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Лев Дуров о Тихонове.

© РИА Новости
Актеры Вячеслав Тихонов в роли Штирлица (слева) и Лев Дуров в роли Клауса (справа) в телевизионном художественном фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны"

Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения – именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши.

Иосиф Кобзон исполняет песню "Мгновения". Запись 1974 года
11 августа 2013, 10:30

Как закончил Штирлиц? Этот вопрос задавал себе каждый, кто смотрел на заключительную сцену последней серии – задумчивый разведчик Исаев сидит на обочине и смотрит на стаю птиц в небе. Впереди – дорога в Берлин, впереди – победа, однако он еще об этом не знает. Возможно, по возвращению в Берлин, Исаева ждут новые задания от центра, с которыми он блестяще справится, и через 45 дней, после окончания войны, вернется в Россию, к жене. Это самый желаемый финал, и каждый зритель наверняка надеется, что именно так и произошло за кадром, после титров. Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что знает о Штирлице все. И после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: "Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец". Помолчав, она добавила задумчиво: "Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть".

Подготовила Анастасия Демченко

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала