Рейтинг@Mail.ru
Советская мода 1930-х: агитрисунки, ситец, шляпки и Торгсин - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советская мода 1930-х: агитрисунки, ситец, шляпки и Торгсин

© РИА Новости / В. Бабайлов | Перейти в медиабанкРепродукция картины художника К.Ф.Юона "Комсомолка (Подмосковная молодежь)"
Репродукция картины художника К.Ф.Юона Комсомолка (Подмосковная молодежь)
Читать ria.ru в
1930-е годы в СССР, кроме всего прочего, запомнились знаменитой фразой Иосифа Сталина, которую он произнес на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц стахановцев: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее"и которая отчасти распространилась и на моду.

Белла Адцеева

1930-е годы в СССР, кроме всего прочего, запомнились знаменитой фразой Иосифа Сталина, которую он произнес на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц стахановцев: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее". "Лучше и веселее", которому старались соответствовать советские граждане, отчасти распространилось и на моду – в отличие от предыдущего десятилетия, в 1930-х появилось разнообразие в одежде, а шить на заказ могли себе позволить уже и простые женщины. Однако экономические и социальные условия все еще не позволяли гражданам воспринимать моду как нечто само собой разумеющееся.

Агитрисунки и платье в цветочек

Главной задачей в области одежды и моды в конце 1920-х – начале 1930-х годов стало производство недорогих и качественных тканей, что было весьма трудновыполнимо. Специально для этого были восстановлены многие фабрики, появились отечественные автоматические ткацкие станки, а самыми популярными тканями десятилетия стали атлас, крепжоржет, крепдешин, шелк. Кроме того, создавались новые виды материалов: сатин, бостон, креп, фланель, шерстянка, сукно и другие. Особой популярностью пользовался ситец: при незатратном производстве цена на него была невысокой. Помимо дешевизны и доступности к производителям тканей было еще одно требование: на материалах должен был присутствовать рисунок с идеологической составляющей, прославляющий советскую власть. В результате множество традиционных узоров ушли в прошлое, уступив место серпам и молотам, комбайнам, тракторам и прочим агитрисункам, которыми увлеклись даже ведущие мастера и художники. Тенденция, начавшаяся в конце 1920-х, просуществовала до 1933 года: приказом Совета народных комиссаров было решено приостановить производство тканей с идеологическими рисунками, которые были признаны слишком громоздкими и нерентабельными для большинства швейных фабрик.

© РИА Новости, А. ЗУбцов
Агитбригада выступает в одном из районов Новосибирской области

Предприятия вновь стали выпускать ткани с привычными цветочными узорами, однако и здесь наблюдались изменения: в моду вошли материалы с принтом, больше напоминавшим набросок, нежели готовый рисунок, часто цветы были без контуров, а сделаны лишь заливкой. Платье из крепдешина в мелкий цветочек вообще можно назвать символом моды 1930-х: фон мог быть серым, бордовым или синим, а сами цветы, как правило, были достаточно мелкие. Платье в цветочек было популярным и в последующие десятилетия — менялись только фасоны.

© РИА Новости, Владимир Первенцев
Механизаторы совхоза "Красноармейский" в Краснодарском крае России Татьяна Мищенко и Любовь Сидоренко

Кроме цветочного рисунка распространены были модели в горошек и шелковые платья в диагональную полоску. Что касается кроя и отделки, то здесь мастера давали полную волю фантазии: наряды украшались оборками, воланами, бантами и защипками, кроме того, во второй половине десятилетия в моду вошла плиссировка.

© РИА Новости
Репродукция картины художника Юрия Ивановича Пименова "Портрет Л. А. Ереминой". 1935

К любому платью непременно полагались аксессуары: чаще всего это была шляпка и сумочка. В моде были как береты, так и элегантные шляпки с полями, которые изготавливали в специальных распространившихся в 1930-е шляпных ателье, а также на заказ у модисток, работавших на дому. В журналах мод выходили статьи о том, как сделать шляпку самостоятельно – головной убор был чуть ли не единственным аксессуаром, дефицита которого в Советском Союзе не ощущалось. Зато достать качественную кожаную обувь было действительно нелегко, поэтому многим девушкам приходилось носить туфли из прюнели, а среди мужчин были популярны парусиновые ботинки. Распространенная модель 1930-х – кожаные туфли-лодочки на перепонке — каблук такой обуви был невысоким, а носик – удлиненным.

Кроме того, на советскую моду по-прежнему влияли западные фасоны и те модели, которые попадали в страну советов из-за границы. Особенно советские модницы полюбили скроенные по косой струящиеся платья с рукавом-фонариком, отложным воротником и немного завышенной талией. Дополнением к такому наряду обеспеченным дамам обычно служила меховая горжетка, а волосы женщины предпочитали укладывать "волнами".

© РИА Новости
Победительница конкурса красоты "Мисс Европа" (1933 год) Татьяна Маслова

Новые идеалы и мода на спорт

В 1930-е годы необычайной популярностью пользовался белый цвет. Некоторые историки моды предполагают, что мода на белый связана с той самой фразой Сталина, ставшей расхожей: "Жить стало лучше…Жить стало веселее", и курсом на оптимизм и верой в светлое будущее.

Еще одна тенденция в моде десятилетия – популярность спортивной одежды. Во второй половине 1930-х наряды со спортивными элементами стали вытеснять крепдешиновые платья в цветочек и другие женственные модели. Костюм стал гораздо более популярен, чем платье. В моду вошли приталенные пиджаки "с мужского плеча" и узкие юбки с разрезом. Плечевая линия стала расширяться, а модными элементами теперь считались накладные карманы, крупные воротники, баски.

© РИА Новости, Игорь Михалев
Выставка "Память тела. Нижнее белье советской эпохи" в Центральном Доме художника. Репродукция плаката "Колхозник, будь физкультурником". 1930 год.

Мужчины в большинстве носили одежду, напоминавшую армейскую форму. Даже те, кто не имел никакого отношения к службе, часто надевали косоворотки, галифе и кирзовые сапоги. Помимо классического костюма, который считался обязательным предметом гардероба любого мужчины, распространены были объемные пальто с каракулевым воротником, трикотажные футболки, вязаные свитеры, косоворотки и кепки, которые надевали с любой одеждой. Ближе к концу 30-х годов, когда пошив на заказ могли себе позволить и простые граждане, у многих мужчин появились твидовые костюмы и шерстяные пальто, которые бережно хранились и носились иногда не одно десятилетие. Еще одно нововведение конца 30-х – укороченные брюки "гольф" с манжетом под коленом. В холодное время года мужчины носили ботинки на шнуровке, а летом – кожаные сандалии на перепонке.

До середины 1930-х годов в журналах и каталогах пропагандировался образ советской труженицы в рабочем костюме и с косынкой на голове – это был единственный пример для подражания и ролевая модель. Однако в 1935 году в журналах появились манекенщицы, одетые по моде, накрашенные и с красиво уложенными волосами. Образ работницы сменился образом ухоженной горожанки, одетой в дорогие костюмы, с алыми губами, с драгоценностями и модной стрижкой, всем своим видом будто излучавшей благополучие. В жизни такой образ воплощали популярные актрисы 1930-х, которые, в свою очередь, старались копировать западных кинозвезд. Такие актрисы, как Эмма Цесарская, Нина Алисова, Любовь Орлова, Татьяна Окуневская стали для советских женщин настоящими кумирами: их фотографии вырезали из газет, хранили на память открытки с их изображением. Одеваться, как кинозвезды, могли себе позволить далеко не все, но все же многие женщины пытались сшить наряды, напоминающие платья актрис. В связи с этим в 1930-х особенно востребованной стала профессия портнихи, принимающей частные заказы.

Стильные кумиры советской эпохи>>

© РИА Новости
Советская актриса Любовь Петровна Орлова.

Мода "для избранных"

Ателье индивидуального пошива позволили гражданам вместо готовой одежды шить костюмы на заказ, что было ощутимо дороже, но и намного качественней. Много хороших специалистов было и среди частных портних – в дореволюционной России девочек часто обучали шитью на дому, а в изменившихся условиях в связи с необходимостью зарабатывать они начали принимать заказы. К тому же, портнихи часто владели сложными навыками шитья, которые не применялись при изготовлении фабричной одежды. При дефиците советских лет преимуществом частных мастеров было еще и то, что у большинства из них сохранились ткани, отделочные материалы и другие ценные вещи дореволюционного времени. Портнихи не только шили новые наряды, но и перешивали старые, что было крайне востребовано при нехватке тканей и фурнитуры. Также популярностью пользовались обувщики.

Женщины, не имевшие возможности заказывать одежду у портних, шили самостоятельно – практически у каждой семьи дома была швейная машинка. Ориентируясь на выкройки из журналов мод, они перешивали старые платья мам и бабушек – одна из причин, почему до наших дней практически не сохранилось дореволюционного винтажа.

Помимо ателье и портных существовали и элитные мастерские, где работали знаменитые мастера, обшивавшие советскую номенклатуру. Одним из самых известных и дорогих ателье считалась мастерская Наркоминдела на Кузнецком мосту, где одевалась жена Сталина Надежда Аллилуева. Самыми "элитными" портнихами были Надежда Ламанова и Александра Лямина – в то время они работали в костюмерном цехе Московского Художественного театра. Популярностью среди жен чиновников и обеспеченных людей пользовался Дом Моделей Мосторга на Большой Дмитровке, где работала известная портниха Ревека Ясная. Несмотря на то что партийным деятелям и их женам не рекомендовалось демонстрировать модную одежду простому народу, о заграничной одежде чиновников часто ходили слухи. Так, говорили, что у Генриха Ягоды, народного комиссара НКВД до 1937 года, в гардеробе было 21 заграничное пальто и 22 костюма.

© РИА Новости, В. Рождественский
Репродукция карикатуры "Заграничная комбинация", художник Борис Пророков.

Одежду из-за границы можно было приобрести в Торгсинах, или Торговых синдикатах, которые обслуживали иностранцев и граждан, имеющих валюту. Там продавалась качественная одежда, обувь, ткани. Появившиеся в 1931 году, Торгсины просуществовали до 1936 года.

Если в одежде было минимальное разнообразие и выбор, то достать качественное белье и чулки было настоящей проблемой. Массовое производство белья было налажено еще в середине 1920-х, однако тогда продукции производилось очень мало, и достать ее можно было только "по блату". В начале 30-х чулки и белье стали продаваться в частных магазинах, однако стоили довольно дорого. Самыми качественными считались чулки из тонкого фильдекоса, но большинство женщин носили грубые хлопчатобумажные модели. По чулкам часто можно было судить о социальном положении женщины.

История нейлона. Как одна нить изменила мир>>

Что касается белья, то две фабрики – Мосбелье и Ленбелье – выпускали ограниченное количество моделей, которые, к тому же, не отличались высоким качеством. Совсем другие, красивые и качественные модели, шили на дому белошвейки, которые все еще хранили вырезки и выкройки по пошиву белья из предреволюционных журналов. Однако простые женщины зачастую не могли позволить себе такую роскошь не только из-за дороговизны услуг, но и потому, что купить подходящую для белья ткань было еще труднее, чем обычную.

Кроме всего прочего, 1930-е запомнились махинациями в области торговли. Так как действительно хорошей одежды было мало, а у некоторых людей все же были деньги, предприимчивые граждане скупали качественные товары и перепродавали их по завышенной цене. Таким образом, вся более или менее качественная одежда и обувь распределялась только среди определенных групп населения. Спекулянты преследовались властями, однако наиболее ловким дельцам удавалось заниматься скупкой и перепродажей многие годы.

Несмотря на улучшившуюся по сравнению с прошлым десятилетием ситуацию, у народа все еще существовало прочное убеждение, что мода существует "для избранных", а простым гражданам следует одеваться в то, что удается достать. Потребителями моды в 1930-х оставались определенные люди, успевшие заработать во времена НЭПа, семьи военных и партийных деятелей и культурная элита.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала