Рейтинг@Mail.ru
История образования в красках - РИА Новости, 20.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

История образования в красках

© Норман РоквеллНорман Роквелл. Девочка с подбитым глазом
Норман Роквелл. Девочка с подбитым глазом
Читать ria.ru в
Нынче в школе первый класс, как известно, хуже института. Накануне первого сентября РИА Новости решило подбодрить школьников и учителей примерами "коллег" из прошлого, а заодно порадовать произведениями мирового искусства.

Нынче в школе первый класс, как известно, хуже института. Накануне первого сентября РИА Новости решило подбодрить школьников и  учителей примерами "коллег" из прошлого, а заодно порадовать произведениями мирового искусства.

 

Первые педагоги

В античном человеке все должно было быть прекрасно - и поэтому с ранних лет юные древние греки обучались грамматике, считали на камешках, рисовали, а когда становились старше, к их занятиям прибавлялась музыка и гимнастика на палестре. Изображения учебных будней можно встретить на древних вазах: мальчик играет на лире, а неподалеку от него сидит учитель-раб - дидаскалос, отвечающий за порядок среди господских детей. Работа не из легких, а иногда еще и опасная: помните, как юный Геракл ненароком проломил голову своему учителю кифарой за то, что тот его наказал? Не проще и пайдагогасу - рабу, который отводил детей в школу (благодаря ему и появилось слово педагогика - от "пайдос" - дитя и "аго" - вести). Это был, как правило, преданный и не способный уже на другую работу старый слуга, который носил за ребенком стилосы для письма, восковые таблички и лиру и иногда вооруженный розгой - чтобы подопечный не шалил.

 

Бьет значит учит

Телесные наказания были излюбленным средством воспитания нерадивых детей, вероятно, во все века - кроме последнего столетия, когда на смену розгам пришли методы поделикатнее. Яркий пример педагогической мысли по старинке - картина Яна Стена, на которой изображена голландская школа XVII века. Программа обучения, будь то сельская, обустроенная в конюшне школа для крестьянских детей или частная городская для отпрысков ремесленников и бюргеров, состояла  из житий святых, чтения, письма и арифметики, зато число наказаний отличалось куда большим разнообразием. Провинившийся воспитанник мог быть бит кнутом или ремнем, закован, даже на целый день, в колодку или наряжен в "ослиный колпак". Один из бедолаг, не справившийся, по всей видимости, с математическим заданием (на полу - листочек с арабскими цифрами) изображен на картине "Школьный учитель". Кстати, в год ее написания в стране только вышло предписание о том, что учитель в обязательном порядке дожен уметь читать, писать и знать математические операции, так что об уровню образования некоторых воспитателей того времени можно только удивляться...

 

Учись или плати

Английский живописец сэр Джордж Клаузен много писал сельскую жизнь и быт, и на картине "Школьница" изобразил как раз крестьянскую девочку – в небогатом платье, по-видимому, спешащую мимо деревенского поля в школу или из школы. К моменту создания портрета, в 1889 году, в Англии уже двадцать лет как действовал закон о начальном образовании, по которому частично финансируемые государством школы-интернаты появлялись там, где раньше образование было недоступно. Посещать школу ученики должны были под угрозой штрафа их родителям, правда, на практике учиться, а не работать, детям из бедных семей удавалось далеко не всегда.

 

Любовь гимназиста

"Приготовление к экзамену" - одна из первых серьезных и известных работ Репина, на которой 20-летний художник, в то время сам готовившийся к поступлению в Академию художеств, изобразил братьев своей будущей жены Веры Швецовой. Мальчики готовятся к экзамену: Александр, вольный слушатель архитектурного курса Академии художеств, посапывает на диване в обнимку с книжкой, Алексей, гимназист (судя по фуражке - неотъемлемой части гимназического облика, и серой суконной рубашке) сидит у стола и "занимается", поглядыывая на девушку в окне. А надо бы взять себя в руки - среди предметов, которые преподавали в гимназии во второй половине XIX века, были русский и церковнославянский, французский и немецкий, черчение, рисование, Закон Божий и другие предметы, а также для готовившихся к поступлению в университет – латынь и греческий.

 

В деревню, в глушь

В конце позапрошлого века одной из немногих доступных женщине профессий в России была профессия народного учителя в земской школе – заведении, подразумевавшем три года бесплатного образования для детей 8-12 лет без ограничения по сословиям и вероисоповеданию. Дети разных возрастов чаще всего занимались в одном классе и с одним учителем, а учебный год длился с 1 октября по 1 мая минус посты и православные праздники. Профессия была не самой завидной - сельский учитель не мог рассчитывать на повышение и пенсию и получал катастрофически мало - но и недостатка в претендентах на места не было. На картине "Приезд учительницы в деревню" Владимира Маковского - среднестатистическая учительница: скорее всего, незамужняя, из небогатой семьи, по нужде приехавшая в деревню, где будет заниматься с крестьянскими детьми чтением, письмом, математикой и читать Закон Божий.

 

Ученье - свет

Школьные годы - это еще и беззаботная пора детства, игр и удивительных открытий. Такой мир изображал известный шведский живописец Карл Ларссон, превративший собственный дом в Сундборне в прообраз тихого уютного рая, обитателями которого стали жена и дети. Ларссон изображает праздники и будни, игры и школьные занятия: так, на картине, датированной 1912 годом, сын художника "Эсбьорн делает уроки". Сам Ларссон, кстати, родился не в самой благополучной семье: его мать была простой прачкой, а отец - рабочим, любившим приложиться к бутылке, а после нагнать страху на родных. Талант живописца в 13-летнем мальчике Карле открыл его школьный учитель (обязательное среднее образование тогда составляло шесть лет), давший ученику рекомендацию в Королевскую академию художеств в Стокгольме - и во многом определивший его будущее.

 

Ребятам пример

Советская школа немыслима без тетрадок в линеечку, парт под наклоном и школьной формы. В 1950-е годы девочки носили коричневые платья с белыми на праздники или коричневыми - на каждый день фартучками, отложными манжетами и воротничками, а мальчики - брючные костюмы с ремнем с массивной пряжкой, как в дореволюционной гимназической школе. Страна оправлялась от войны и постепенно готовилась к переходу от обязательного семилетнего к восьмилетнему, а потом - десятилетнему образованию. Каждый школьник страны - еще и октябренок, пионер или комсомолец, который активно участвует в общественной жизни, ходит в походы, мастерит стенгазеты и "держит равнение на героев борьбы и труда" - по крайней мере, в представлении большинства художников, набросавших портрет "среднестатестического" ученика из просветленных и радостных детских лиц. А вот на хрестоматийной картине "Опять двойка" Федора Решетникова все иначе - ее главный герой до гордого звания настоящего советского школьника явно не дотягивает, и наверняка частенько становится героем школьных собраний, а в пионеры, как неуспевающий, попадет не сразу.

 

Обыкновенная школьница

Этот рисунок - обложка номера Look от 14 января 1964-го года, созданная знаменитым американским художником Норманом Роквеллом. Маленькая чернокожая девочка идет в "белую" школу, а ей вслед летят помидоры, плевки и слова ругани, так что защищает от недовольных первоклассницу целый отряд дружинников. Героиня картины - реальная девочка, шестилетняя Руби Бриджес, которая стала по решению Верховного суда США первой ученицей в "белой" школе американского Юга, практически астронавтом на Луне. "Она держалась большим молодцом. Не плакала, не ныла. Просто шагала, как маленький солдат. Мы все очень гордились ею", - вспоминал один из "телохранителей". Еще год Руби проучилась в школе одна: родители не хотели видеть своих отпрысков рядом с чернокожей американкой, а почти все учителя - преподавать ей. Пройдет немало времени, прежде чем цвет кожи перестанет быть "Проблемой, с который все мы живем", а Руби вырастет и возглавит фонд, пропагандирующий идеи уважения и терпимости.

Подготовила Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала