Рейтинг@Mail.ru
"Антитела": история одного убийства - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Антитела": история одного убийства

© Фото : театр «Балтийский дом»Сцена из спектакля «Антитела», театр «Балтийский дом», Санкт-Петербург
Сцена из спектакля «Антитела», театр «Балтийский дом», Санкт-Петербург
Читать ria.ru в
Спектакль молодого режиссера Михаила Патласова, продукция фестиваля "Балтийский дом", - это попытка театральными средствами исследовать убийство. В основе сюжета – история, случившаяся в магазине "Буквоед" на Площади восстания в 2005 году, когда в результате нападения фашистов был убит студент СПбГу антифашист и анархист Тимур Качарава.

Анна Банасюкевич

Документальный спектакль из Питера "Антитела", номинированный на "Золотую маску" - 2013, показали на сцене проекта "Открытая сцена" на Поварской.

Мария Ревякина: цель "Золотой Маски" — опережать время >>

Спектакль молодого режиссера Михаила Патласова, продукция фестиваля "Балтийский дом", - это попытка театральными средствами исследовать убийство. В основе сюжета – история, случившаяся в магазине "Буквоед" на Площади восстания в 2005 году, когда в результате нападения фашистов был убит студент СПбГу антифашист и анархист Тимур Качарава.

Кадры криминальной хроники использованы в спектакле только как обрамление, в начале и в самом конце, все содержание спектакля – это подробное воспроизведение документальных свидетельств, это слова матерей убитого и убийцы, девушки Тимура, свидетелей, соратников по идеологии того и другого.

© театр "Балтийский дом"
Сцена из спектакля "Антитела", театр "Балтийский дом", Санкт-Петербург

Спектакль неполитичен и не занят вопросами суда и моральной оценки – что, впрочем, понятно: было бы странно, если театр, сделанный молодыми, ставил перед собой целью показать, что фашизм это плохо и что убивать нельзя. Спектакль, скорее, социален – в том смысле, что занят исследованием реальности, исследованием тех метаморфоз, что происходят с людьми – с теми, кто впадает в крайности, наверное, из-за неравнодушия. В этом смысле, спектакль "Антитела" - о сложных людях, несмотря на то, что их молодость и злость, их дезориентированность в настоящем заставляет искать простых решений.

Спектакль внимателен к биографиям своих героев – две женщины, сидя почти пустой сцене, рассказывают о своих сыновьях: о том, как один из них стал веганом, а другой не умел дружить и приводил в дом первых попавшихся мальчиков. О том, как взрослели, как становились чужими, особенными, непохожими. Неторопливые монологи-воспоминания со временем становятся короче, по несколько реплик, голоса женщин наслаиваются друг на друга. Камеры, присутствующие на сцене, внимательны к тем, кого слушает зал, их пристальный взгляд фиксирует неяркие проявления эмоций на утомленных лицах и проецируют их на экран.

© театр "Балтийский дом"
Сцена из спектакля "Антитела", театр "Балтийский дом", Санкт-Петербург

Кроме экранов, в спектакле нет почти ничего, только куча каких-то баков-цистерн в глубине – емкий знак городских пустырей, подворотен, недружелюбных уличных лабиринтов. Еще есть лозунги – их выкрикивает фашист Паша, белые флаги, надписи маркером, свастики. Этот минимализм, лишь задающий тему, лишь намекающий на контекст, сосредотачивает внимание на словах, на реконструкции жизней, мыслей героев, той идейной сферы, того быта, в котором существовал каждый из них, и в котором существует еще масса таких же, заряженных на борьбу, на идеологию парней.

Помимо матерей, в спектакле есть еще голос Рады – девушки Тимура. Тоже со сдержанной эмоцией, как будто все случилось давно и уже стало опытом, она рассказывает о странном парне, о том, как по-школьному задиристо он ухаживал за ней в институте, о том, как в последний вечер пошла она на непонравившийся ей спектакль "Бесы" в Малом драматическом театре, как вышла на улицу Рубинштейна, как прочитала последнюю смс. Она воспроизводит этот вечер в мельчайших подробностях, в лишних, казалось бы, деталях – как будто эта память, эта скрупулезная хронология событий стала содержанием ее жизни, как будто она что-то объясняет.

© театр "Балтийский дом"
Сцена из спектакля "Антитела", театр "Балтийский дом", Санкт-Петербург

Спектаклю, размышляющему об обесценивании жизни, о притягательности радикализма по сравнению с расслабленным равнодушием потребительского существования, удается уйти от мелодраматизма – даже материнская тоска, даже жесткое перечисление разных ужасов не бьет по нервам. В спектакле нет сгущения красок, нет педалирования, нет желания отхлестать зрителя по щекам и сказать: "вот в каком обществе вы живете, нате-ешьте". Тем более, нет никакого мессианства и дежурного призыва одуматься. Главное, что удалось – соблюсти невозмутимость исследователя, когда главным становится факт, а не сопутствующая ему эмоция – реагировать, вибрировать авторы спектакля предлагают зрителю самостоятельно.

 

В постановке, по сути, нет жертвы, нет полюсов, убийца здесь не менее интересен, за логикой его мысли следить не менее важно, чем за высказываниями антифашиста, друга убитого Качаравы. Само название "антитела" - не о противостоянии фашистов и антифашистов, оно – о реакции, возникающей в неравнодушных, в неодинаковых, об аллергии молодых на тотальный развал и хаос.

"Антитела" - полифоничный спектакль: исследуя историю одного убийства, он втягивает в свое поле все больше и больше респондентов, доводя частный случай до обобщения. В итоге, квинтэссенцией страшного абсурда, массово поражающего мозг, становится свидетельство охранника магазина, без тени смущения рассказывающего о том, как не пустил изрезанного паренька внутрь – чтобы не испачкал товар.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала