Рейтинг@Mail.ru
"Золотая Маска" - 2013: гид по фестивалю - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Золотая Маска" - 2013: гид по фестивалю

© Фото : Ziedonis SafronovsСцена из спектакля "Ставангер"
Сцена из спектакля Ставангер
Читать ria.ru в
Первые спектакли "Золотой Маски - 2013" показывали в январе-феврале, но основной поток фестивальных событий традиционно приходится на март и апрель. Уже с воскресенья начнут показывать спектакли программы "Новая пьеса", в середине марта стартует "Маска плюс", а вторая половина главного российского театрального марафона будет посвящена непосредственно конкурсу.

Анна Банасюкевич

Первые спектакли "Золотой Маски - 2013" показывали в январе-феврале, но основной поток фестивальных событий традиционно приходится на март и апрель. Уже с воскресенья начнут показывать спектакли программы "Новая пьеса", в середине марта стартует "Маска плюс", а вторая половина главного российского театрального марафона будет посвящена непосредственно конкурсу. Десятки спектаклей со всей России будет соревноваться между собой за "маски" в разных номинациях. Как распределятся награды - зависит от жюри. Результаты "Золотой Маски" дают повод поговорить о театральных тенденциях, но это - удел профессионалов, а зрителям фестиваль, прежде всего, позволяет увидеть интересные российские и зарубежные спектакли.

 

Ставангер (Pulp People)

Лиепайский театр драмы, Латвия

3 и 4 марта

Центр им. Мейерхольда

© Лиепайский театр драмы

Программу "Новая пьеса", посвященную современной драматургии и ее взаимодействию с театральным процессом, откроет спектакль одного из наиболее заметных режиссеров последних лет - Константина Богомолова. Спектакли Богомолова - в МХТ, в театре п/р О. Табакова - всегда вызывают бурную общественную дискуссию, зачастую выходящую за рамки узко профессионального разговора. Недавняя премьера "Идеального мужа", исполненная яростного сарказма и прицельной критики современных российских реалий, стала ярким примером сатирического смелого театра, которого так не хватает на современной сцене.

Богомолов обычно работает с классическими текстами. Перерабатывая их, скрещивая, беспощадно редактируя и дописывая, он превращает их в новые, оригинальные авторские композиции. В "Ставангере" режиссер работает с современным текстом - с пьесой московского драматурга Марины Крапивиной, несколько лет назад впервые заявившей себя на "Любимовке" и других драматургических конкурсах.

"Ставангер" - история о женщине, так и не сумевшей устроить свою личную жизнь: скучная семейная жизнь, отсутствие детей и любви, заставляет ее искать счастья за границей. Познакомившись с норвежцем, она решается на переезд, который, в конечном итоге, не дает ей желанного счастья. Всем чужая, по-прежнему одинокая, опять не смирившаяся с бытом, она принимает решение вернуться.

Как и в других своих спектаклях, в "Ставангере", поставленном на латышском языке с молодыми актерами Лиепайского театра, Богомолов, заинтересовавшись драматургической ситуацией в целом, обошелся с текстом свободно, многое сочинив заново. В истории, написанной Крапивиной, его заинтересовал, прежде всего, незаметный каждодневный бытовой ужас нашей жизни.

Бескомпромиссный "Ставангер", не прячущий неприглядность жизни под театральной мишурой, вызвал бурную реакцию латвийской публики - интересно как примут спектакль главного московского театрального провокатора на "Золотой Маске".

 

Подросток с правого берега

Театр юного зрителя, Красноярск

4 марта, 16:00, 19:00

Театр им. Пушкна

© Красноярский театр юного зрителя

Сцена из спектакля "Подросток с правого берега"

Документалистика - одно из главный направлений современного театра. Спектакли, сделанные в жанре вербатим, не первый год попадают и в конкурсную программу "Маски", а на "Новой пьесе" их всегда немало.

"Подросток с правого берега" поставлен в Красноярском ТЮЗе главным режиссером театра Романом Феодори. Правый берег, там, где располагается театр, - зона городского неблагополучия, отличающаяся социальной неустроенностью и криминальной ситуацией. Спектакль Феодори - это попытка услышать тех, кого театр, власть, СМИ не часто слышат, а обычно просто не замечают. Спектакль был вдохновлен желанием его авторов дать слово молодым, только вступающим во взрослую жизнь, людям, которым не очень-то повезло с детством.

Режиссер усадил зрителей на поворотный круг - уйти со спектакля нельзя, спектакль будто с самого начала договаривается с публикой о том, что это не форма досуга, а серьезный, порою неприятный разговор. Актеры ТЮЗа понимают, что играют не обычную пьесу молодежного репертуара: здесь нет перевоплощения как такового, здесь актеры, в какой-то степени,  - трансляторы окружающей реальности, которые стремятся быть в этой роли максимально честными.

 

Наш класс

Театр на Воли, Варшава, Польша

8 марта, 19:00

МТЮЗ

© Театр на Воли

Сцена из спектакля "Наш класс"

Польский театр, так часто приезжающий в Россию на различные фестивали, славится своим вниманием к прошлому, к истории, своим стремлением отрефлексировать "родовые травмы", разобраться с застарелыми проблемами, ответить на вопросы, мешающие жить. Театр, осознающий свою глобальную социальную миссию, предлагает зрителям опыт коллективного проживания на генетическом уровне заложенных "болезней". Поэтому вторая мировая война, холокост, репрессии, депортации так часто оказываются в поле внимания польского театра.

На "новую пьесу" привозят спектакль "Наш класс" по нашумевшей на родине пьесе драматурга Тадеуша Слободзянека. Пьеса прослеживает историю одного класса в Едвабне, начиная с 1925 года. Беззаботное детство с общими играми и первыми влюбленностями. Мирное довоенное время, когда никому еще в голову не приходит делить людей по национальному признаку. Еврейские и польские дети учатся вместе, но пройдет всего пятнадцать лет, и все поменяется зловещим образом.

Режиссер Ондрей Списак не дает ответов на волнующий его вопрос: почему люди, так мирно жившие, взрослевшие вместе, вдруг, по воле истории, становятся лютыми врагами, начинают испытывать ненависть друг к другу. Дело театра - ставить вопросы, те, которые мы порою боимся задавать себе.


Видимая сторона жизни

Театр на Спасской, Киров

© Театр на Спасской

Сцена из спектакля "Видимая сторона жизни"

Спектакль режиссера Бориса Павловича и актрисы Яны Савицкой посвящен петербургскому поэту Елене Шварц, скончавшейся в 2010 году. Идея спектакля родилась, когда Шварц была еще жива - Яне Савицкой хотелось, чтобы стихи начинали звучать еще при жизни автора, чтобы спектакль не становился, по мрачной традиции, надгробным памятником. Со временем к поэтическим этюдам добавились автобиографическая проза, эссеистика Елены Шварц, авторы спектакля настойчиво искали ключи к личности творца, стремясь не превратить свой спектакль в банальный поэтический вечер.

"Весной 2010-го мы получили известие о смерти Елены Андреевны. А мы даже ни разу не написали ей о наших экзерсисах. Мы отбросили все наши поэтические штудии и сделали спектакль о последних часах жизни поэта. Мы не знали ничего о реальной жизни Елены Шварц, не знали даже ее диагноза. Это своего рода квазибиография - поток сознания, события и встречи последних часов жизни смонтированы из фрагментов юношеских записок, фантасмагорической прозы, литературных эссе, посвященных другим поэтам. Это наша Елена Шварц, с которой мы так и не встретились", - приводит слова режиссера сайт "Золотой Маски".

Спектакль Бориса Павловича создан таким образом, что может играться в любом пространстве. Здесь очень важен ритм, очень важная телесность, физиологичность  - образ поэта рождается не только из строчек, но и из движений тела, из стремительности, пауз, порывов вплоть до судорог, отражающих душевную боль.

 

Гранд Парад

Театр "Double Edge", Эшфилд, Массачусетс, США

17 марта, 16:00, 20:00

Центр им. Вс. Мейерхольда

© Центр им. Вс. Мейерхольда

Сцена из спектакля "Гранд Парад"

Как и "Видимую сторону жизни", спектакль из США привезут в рамках "Маски плюс" - программы, стремящейся обозначить наиболее интересные тенденции и явления в мировом театральном процессе.

Американский театр не часто доезжает до России, а в массовом представлении США - это территория мюзикла, антрепризы и всяческого коммерческого театра.

Театр "Double Edge" в 1994 году выкупил молочную ферму в городке Эшфилд, куда и переехал из Бостона. Так появилась уникальная лаборатория, где живут, работают, учатся театральному мастерству, а, главное, ищут, исследуют театр актеры, режиссеры и музыканты.

Над идеей "Гранд Парада", претендующего на создание альтернативной мифологии двадцатого века, работали два года. Спектакль стал плодом совместной работы режиссера Стейси Клейн и композитора Александра Бакши.

Критики затрудняются определить жанр спектакля-перформанса, где сосуществуют живая музыка, шумы, цирк, танец, куклы, драматическая игра. Задумавшись над историей человечества двадцатого века, группа спектакля выбрала в качестве ключа к своей истории фигуру Марка Шагала, не просто художника, но и свидетеля всех роковых событий, всех открытий века. Символика Шагала, соединявшего полет и реальность, оказалась родственна мировоззрению режиссера, попытавшегося создать летопись не войн и революций, а открытий, фантазий, утопий.

"Создается впечатление, что память перестала быть важнейшим компонентом нашей жизни. Мы цепляемся за ограниченное чувство реальности (будь то "реалити-шоу" или приземленный материализм), отсылая прочь память и воображение. Мечты уходят в прошлое, красота подается средствами массовой информации, тишина тонет в навязчивых звуках и соблазнах вещизма, а мы теряем себя среди скопления тел и мусора.

Как же тогда мы будем писать будущее? Мы предлагаем звуки и танцы, исторические открытия, красоту полета, выбор забытого мира мечты. Вместе мы начинаем простой, но глубокий диалог с будущим - уничтожение или созидание?», - цитирует слова режиссера сайт фестиваля.

 

Гедда Габлер

Александринский театр, Санкт-Петербург

20-21 марта, 19:00

МТЮЗ

© РИА Новости, Владимир Федоренко

Сцена из спектакля "Гедда Габлер"

Один из спектаклей конкурсной программы "Маски - 2013", "Гедда Габлер" Камы Гинкаса, - второе обращение режиссера к одной из наиболее известный пьес Генрика Ибсена.

Пьеса Генрика Ибсена вывела на сцену новую героиню - женщину, ищущую свободу и красоту, нарушающую запреты и всячески бегущую пошлости. Гинкас сделал свою героиню молодой максималисткой - красивая, эротичная (Мария Луговая), она ходит по сцене в нижнем белье, шокируя и возбуждая. Постоянный соавтор Гинкаса художник Сергей Бархин выстроил на сцене холодное современное стильное пространство, совсем не похожее на обстановку буржуазного дома конца девятнадцатого века. Полупрозрачные ширмы, гигантские аквариумы, плиты, напоминающие надгробия. На экране - кадры будто из передач, вроде "в мире животных": спариваются насекомые, животные, люди, телесность и желание здесь отталкивают, уничтожают, а не пробуждают к жизни.

Гедда в этом спектакле - такая сильная и независимая - все равно проигрывает. Нарушая нормы и правила, наслаждаясь своей властью и тем страхом, который вызывает у презираемых ей обывателей, она все равно не оставляет себе ни одного выхода, кроме выстрела в висок. Борясь с окружающей пошлостью, она, забеременевшая, вдруг обнаруживает эту пошлость в себе и, не в силах смириться с этим, избавляется от нее единственно возможным, решительным способом.

Другая "Гедда Габлер" Камы Гинкаса >>

 

Дядя Ваня

Театр "Klockrike", Хельсинки, Финляндия

27 марта, 19:00

28 марта, 16:00

Центр им. Вс. Мейерхольда

© Центр им. Вс. Мейерхольда

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" театра "Klockrike"

Андрий Жолдак, украинский режиссер, запомнившийся московским театралам, в первую очередь, по постановкам в Театре наций, не первый раз работает в Финляндии, здесь он уже ставил "Анну Каренину".

Известный интерпретатор, строитель собственных миров, Жолдак на этот раз экспериментирует со своим фирменным стилем - из текста хрестоматийной пьесы Чехова не выброшено ни слова. Спектакль воспроизводит все неторопливые усадебные разговоры в Войницевке, все праздные никчемные размышления, всю тягучую рефлексию чеховских, мучающихся ощущением несложившейся жизни, героев.

Но здесь нет расслабленной уездной атмосферы - как часто бывает у Жолдака, здесь зашкаливают эмоции и страсти. Режиссер буквально помещает своих героев между двух, извечно конфликтующих стихий, между водой и огнем. За стенами дома бушует огонь, валит пар, в печке трещат поленья, а в центре усадьбы настоящий бассейн, где остужают страсти герои, взнервленные приездом красавицы Елены Андреевны.

 

Август. Графство Осейдж

Театр "Глобус", Новосибирск

9-10 апреля, 19:00

Театр им. Моссовета, сцена "Под крышей"

© Новосибирский академический молодёжный театр "Глобус"

Сцена из спектакля "Август. Графство Осейдж" новосибирского театра "Глобус"

Пьесу Трейси Леттса ставят часто - в России, в том числе. На прошлую "Золотую Маску" привозили спектакль из Омска, недавно вышла премьера в театре имени Маяковского, теперь в конкурсной программе фестиваля появилась еще одна версия семейной американской драмы, поставленная режиссером Маратом Гацаловым.

Пьеса Трейси Леттса, своими корнями уходящая в традиции американской драматургии двадцатого века, подробно исследует жизнь одной многолюдной семьи. Огромный дом с подгнившим фундаментом для этой истории как нельзя более кстати: как рушится казавшейся вечным жилище, так истончаются связи между членами семьи, между сестрами, между матерью и дочерьми, между женами и мужьями.

В спектакле Марата Гацалова жизнь американской семьи очень похожа на жизнь нашу, знакомую, русско-советскую. Здесь многочисленные, порою мелодраматичные повороты сюжета служат лишь одному - показать, как семья, провозглашенная когда-то крепостью, тылом, оплотом, превращается в тюрьму, во взаимную пытку; как рушатся ценности, незаметно переставшие служить опорой жизни.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала