Рейтинг@Mail.ru
Please, stand-up - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Please, stand-up

Читать ria.ru в
Неделя ирландской культуры проходит в Москве не в первый раз, однако в этом году в рамках Irish Week состоится беспрецедентное для России событие – первый фестиваль стенд-апа. MIC Fest (Moscow Irish Comedy Festival) пройдет 22 и 23 марта, и в эти два дня на сцену киноконцертного зала ЦДХ поднимутся – поочередно - сразу четверо ирландских комиков: Дилан Моран, Дэвид О'Доэрти, Дэвид Максэвидж и Майкл Легг. В преддверии этого события неравнодушная к данному комедийному жанру редакция Weekend РИА Новости вспоминает о его истоках и ярчайших представителях, так что – please, stand-up!

Наталия Григорьева

Неделя ирландской культуры проходит в Москве не в первый раз, однако в этом году в рамках Irish Week состоится беспрецедентное для России событие – первый фестиваль стенд-апа. MIC Fest (Moscow Irish Comedy Festival) пройдет 22 и 23 марта, и в эти два дня на сцену киноконцертного зала ЦДХ поднимутся – поочередно - сразу четверо ирландских комиков: Дилан Моран, Дэвид О'Доэрти, Дэвид Максэвидж и Майкл Легг. В преддверии этого события неравнодушная к данному комедийному жанру редакция Weekend РИА Новости вспоминает о его истоках и ярчайших представителях, так что – please, stand-up!

Начать стоит, пожалуй, с определения: стенд-ап как комедийный жанр представляет из себя сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией с монологами, импровизациями, театральными этюдами, музыкальными номерами – в общем со всем, чего пожелает душа автора. При этом непосредственное общение с публикой и вовлечение зрителей в происходящее на сцене не только не возбраняется, но даже приветствуется, ведь на что ни пойдешь смеха ради.

© George Cruikshank
Джозеф Гримальди

Стенд-ап – чуть ли не древнейший из ныне существующих комедийных жанров, зародившийся на подмостках британских мюзик-холлов в конце XVIII – начале XIX веков. И вначале было, как ни странно, не слово, а движение, точнее пантомима: в какой-то степени первым стенд-ап комиком можно назвать Джозефа Гримальди – клоуна и, по мнению искусствоведов, "лучшего медиума драматической сатиры". Именно он вывел бессловесный жанр на новый, интеллектуальный, уровень, создавая сатирические пародии, в которых высмеивал и образ жизни современников – щеголей и денди – и различные модные увлечения, и современное искусство. Одним словом, все то, на чем заостряют в своих выступлениях внимание и нынешние комики. Впрочем, уже к началу 30-х годов XIX века пантомима как самостоятельный жанр практически перестала существовать, превратившись в дополнение к разговорным комедийным выступлениям, которые, в свою очередь, положили начало окончательному формированию таких жанров, как скетч-шоу и стенд-ап - в том виде, в каком они существуют в данный момент.

© Festival Fringe Society
Театральный фестиваль Fringe

Настоящий расцвет британского стенд-апа пришелся на середину XX века и был непосредственно связан с возникновением фестиваля Fringe – неотъемлемой составляющей Эдинбургского фестиваля искусств. Появившийся в 1947 году как спонтанное и стихийное театральное движение, Fringe со временем превратился в площадку для свободного самовыражения артистов, выступающих в самых разнообразных театральных жанрах. Так, наряду с драматическими постановками, важное место в программе фестиваля занимают комедийные выступления. Именно с демонстрации своего таланта в рамках фестиваля в Эдинбурге начинали свою карьеру многие из ключевых персонажей современного стенд-апа.

Однако Великобритания не является, как можно было бы подумать, монополистом в этой сфере и безусловной родиной стенд-апа. Параллельно жанр развивался и в США, где в конце XIX века невероятную популярность приобрели те же мюзик-холлы, спектакли-водевили, выступления музыкантов-одиночек, которых на средневековый манер именовали менестрелями, представления цирковых клоунов и артистов, произносивших со сцены юмористические монологи. Среди них был и писатель Марк Твен, которого приглашали для выступлений в привилегированных мужских клубах и который не боялся отпускать колкости даже в сторону членов королевской семьи.

Прорыв в жанре стенд-апа случился в Америке в конце 60-х – начале 70-х годов XX века с появлением Ленни Брюса - наблюдательного и тонкого сатирика, хулигана и сквернослова, умершего во цвете лет от передозировки. Выступая в клубах, Брюс становился объектом повышенного внимания не только со стороны публики, но и со стороны служителей правопорядка – острая политическая сатира, приправленная отборными ругательствами, в итоге довела комика до ареста по обвинению в непристойном поведении. На его концертах дежурили полицейские, готовые схватить исполнителя после первого произнесенного нецензурного слова. Однако, артист нашел-таки способ не угодить за решетку, не изменяя при этом себе: по закону Брюсу было запрещено употреблять ругательства, находясь на сцене, а потому во время выступлений он использовал микрофон с длинным шнуром, который позволял ему время от времени выходить из клуба на улицу и оттуда выкрикивать все, что душе угодно. Подробнее о столь принципиальной позиции автора можно узнать из его книги с говорящим названием "Как говорить непристойности и оказывать влияние на людей" (How to Talk Dirty and Influence People, 1967).

Во второй половине XX века стенд-ап в США окончательно превратился в главный комедийный жанр – во многом благодаря стараниям двух комиков, определивших направления и тематику американского стенд-апа. Оба, как и положено истинным рок-звездам, жили быстро и умерли молодыми.

Первым был Энди Кауфман – шоумен и весьма загадочный персонаж, творчество которого нельзя назвать стенд-апом в привычном понимании жанра, хотя бы потому, что он использовал несколько сценических образов. Самым известным стал Тони Клифтон – лаундж-певец с неприятным голосом, в огромных черных очках, грубый и невоспитанный, поющий оскорбительные песни и доводящий публику до исступления – в том числе и необъяснимой тягой к внезапному рифмованию слов. Самое примечательное, что Кауфман на протяжении всей жизни утверждал, что он и Клифтон – два разных человека. В это нетрудно было поверить, они были полными противоположностями были. Многие верят до сих пор, как и в то, что сам Кауфман все еще жив.

Еще одним персонажем Кауфмана был Иностранец, по легенде приехавший в США после того, как ушел под воду маленький остров, на котором он жил. Интересен этот застенчивый и нелепый герой тем, что с его помощью Кауфману удалось создать антикомика, который намеренно не пытается шутить. Все это вкупе с бесстрастным выражением лица и заявлениями, вроде "Не надо смеяться, я говорю о серьезных вещах" частенько повергало в ступор ведущих ток-шоу и интервьюеров. По большому счету занимался Кауфман тем, что сейчас принято называть "троллингом".

В 80-х – начале 90-х на  американской комедийной сцене появился Билл Хикс - мрачный мизантроп и беспощадный критик поп-культуры. В своих монологах Хикс рассуждал на такие опасные во все времена темы, как религия или наркотики, делая их поводом для разговора о царящем в обществе лицемерии и навязываемых двойных стандартах. А порой Билл Хикс превращался в настоящего философа, заводя со зрителями беседу о высоких материях.

Еще одной знаковой фигурой американского стенд-апа был и остается Джерри Сайнфелд, известность которому принесли не столько сами живые выступления, сколько роль самого себя – то есть стенд-ап комика – в ситкоме "Сайнфелд". Его герой Джерри вынужден разбираться с бесконечными бытовыми проблемами и помогать своим непутевым друзьям, оставаясь единственным разумным человеком, который наблюдает и делает выводы – они-то и становятся основой сатирических монологов об адвокатах, спортивных фанатах, фармацевтах, ринопластике и о том, что люди – существа не слишком-то умные.

Однако, вернемся в Великобританию, где в настоящий момент невероятное количество выступающих в этом жанре комиков может быть оправдано лишь разнообразием их сценических образов. Взять хотя бы Эдди Иззарда, который, во-первых, носит женскую одежду и макияж, во-вторых, выстраивает свои виртуозные и абсурдные монологи по принципу потока сознания. Образы рождаются один из другого, разговор о кошках и собаках перетекает в рассуждения о том, почему во время просмотра британских фильмов нельзя есть попкорн. Темы для своих выступлений Иззард, по его собственному признанию, черпает на страницах Википедии – свободной энциклопедии, так что ограничений для Эдди Иззарда, как можно догадаться, не существует.

Ни для кого не секрет, что весьма популярный американский мокументари-сериал "Офис" - ремейк одноименного британского телешоу, создателем которого является Рики Джервейс. Он же на протяжении трех лет – с 2010 по 2012 – выступал в качестве ведущего "Золотого глобуса", чьи вступительные монологи были и остаются самыми запоминающимися моментами всех трех церемоний. Острые шутки в адрес гостей и, соответственно, живая реакция аудитории – комик не пощадил знаменитостей, затронув такие "запретные" темы, как сайентология, религиозные взгляды Мела Гибсона и злосчастный фильм "Турист" с Джонни Деппом. Все это неудивительно, ведь Джервейс в первую очередь – стенд-ап артист, монологи которого отличает вопиющая неполиткорректность, причем достается и людям, и животным, и богу, в которого Рики отчаянно не верит. Однако, судя по популярности комика и количеству просмотров его роликов в интернете, это не смущает не только его самого, но и всех остальных.

Несмотря на то, что США и Великобритания лидируют по количеству и качеству стенд-ап комиков, не стоит сбрасывать со счетов остальные страны – московский фестиваль ирландского стенд-апа тому подтверждение. Но перед тем, как перейти к разговору о некоторых его участниках, не лишним будет вспомнить еще об одном выдающемся представителе жанра. Перебравшийся на ПМЖ в Лондон австралиец Тим Минчин выступает в необычном для классического стенд-апа, но тем не менее весьма распространенном жанре музыкальной комедии. В своих песнях и стихах Минчин предстает несостоявшейся рок-звездой, образ дополняют густо подведенные глаза и длинные спутанные волосы. В остальном – все та же беззастенчивая сатира, затрагивающая все стороны повседневной жизни. Никаких табу и предрассудков, только фортепиано и огромные голубые глаза.

Так же, как и Тим Минчин, музыку в своих выступлениях использует и один из гостей Irish Week, ирландский комик Дэвид О’Доэрти. Играет он, правда, на мини-синтезаторе, который кладет себе на колени, и не сказать, чтобы поет – скорее произносит иногда зарифмованные, иногда нет шутки под бойкий и пронзительный электронный аккомпанемент, что, создает дополнительный комический эффект, позволяет делать акценты в нужных местах и драматические театральные паузы в ненужных. Рассказывает в своих монологах О’Доэрти о себе – неудавшемся гольфисте и сыне Пита Доэрти, о том, что его раздражает – вроде, новостей из жизни знаменитостей, и о том, как не попасть впросак, отправляя смс.

Негласным, но безусловным хедлайнером московского фестиваля стенд-апа по праву можно считать ирландца Дилана Морана, одного из, к сожалению, немногих комиков, известных далеко за пределами родной Ирландии и даже близлежащей Великобритании. Этому поспособствовал в том числе комедийный сериал "Книжный магазин Блэка" (Black Books), в котором Моран сыграл главную роль – не просыхающего угрюмого мизантропа, владеющего книжной лавкой. Этого образа – за вычетом книжной лавки – артист придерживается и в стенд-ап выступлениях. Он не выпускает из рук бокал с вином, носит мятые рубашки и, кажется, вовсе не расчесывает волосы. И, конечно, со знанием дела рассуждает о похмелье. Обаятельная пропаганда нездорового образа жизни, которой, может, и не стоит поддаваться, но лучше хотя бы один раз увидеть.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала