Рейтинг@Mail.ru
"Дядя Ваня" Жолдака: желание и нехватка кислорода - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Дядя Ваня" Жолдака: желание и нехватка кислорода

© Фото : Фестиваль "Золотая маска"Сцена из спектакля "Дядя Ваня" Андрия Жолдака
Сцена из спектакля Дядя Ваня Андрия Жолдака
Читать ria.ru в
Спектакль Андрия Жолдака "Дядя Ваня", поставленный режиссером с репутацией мастера эпатажа с актерами финского театра "Klockrike", показали в рамках "Маски Плюс".

Анна Банасюкевич

Спектакль Андрия Жолдака "Дядя Ваня", поставленный режиссером с репутацией мастера эпатажа с актерами финского театра "Klockrike", показали в рамках "Маски Плюс".

"Золотая Маска" - 2013: гид по фестивалю >>

Предыдущие спектакли Жолдака отличались радикальным подходом к тексту - режиссер или полностью менял контекст, или скрещивал пьесы разных эпох и стилей, или занимался тотальной реконструкцией, оставляя лишь набор реплик, уводя сюжет в зону невербального высказывания.

В финском спектакле "Дядя Ваня" чеховский текст звучит полностью, без купюр - порывистый пластический рисунок, повторение и запараллеливание мизансцен, одни и те же предметы, становящиеся ключом к взаимоотношениям героев, - все это находится в сложном взаимодействии с хрестоматийными репликами. Кажется, что яростная мизансценическая картина спектакля в версии Жолдака находится в споре с будничным, неспешным, непрямым, порою праздным, диалогом пьесы. С самого начала, в бессловесной прелюдии, задано сексуальное остервенелое напряжение между людьми, в котором есть даже что-то мистическое, что-то от космоса.

© Фестиваль "Золотая маска"

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" Андрия Жолдака

Астров замер на стуле в напряженной позе как будто в ожидании свершения своей судьбы - появление Елены Андреевны для него как северное сияние или солнечное затмение, как знак чего-то неотвратимого, с чьим величием он не может справиться. Образ самой Елены Андреевны Жолдак выстраивает, оттолкнувшись от характеристики, данной ей влюбленным Астровым. В этой Елене Андреевне, как ее играет актриса Линда Зилиякус, действительно, течет русалочья кровь - она появляется на сцене в блестящем вечернем платье, напоминающем стального отлива чешую, заканчивающимся раздваивающимся хвостом. Елена Андреевна лежит на деревянных мостках, переливаясь в оранжевом цвете софитов, а Астров не может отвести от нее глаз. Его ухаживания здесь лишены привычной обаятельной развязности или кокетства - в системе координат Жолдака это чувство совсем не праздный флирт. Скорее, это порывистые, отчаянные приступы. Сама Елена Андреевна тоже не плавает величаво в этом пространстве из дерева и воды, она также пристально следит за Астровым, как он за ней - замирает на стуле, поджав коленки, а в какой-то момент связывает свои волосы с его длинными локонами, прижимаясь к нему спиной.

Само пространство, как его выстроил художники спектакля Андрий Жолдак и Тита Димова, делает Войницевку, в которой по сюжету разворачиваются события пьесы, похожей на чистилище. Много натурального нелакированного дерева - застекленная веранда в углу слева, шкаф-камера справа, в стене которого проверчены глазки. Елена Андреевна исчезнет там вместе с профессором, а дядя Ваня и Астров прижмутся глазами к глазкам, совсем забыв про Соню, которая будет нетерпеливо пытаться привлечь внимание доктора. Прижмет к глазам две круглые плошки, засмеется, но вдруг заметит, что короткая шутка уже неинтересна изнемогающему от желания Астрову.

Центр сцены занят деревянными мостками, между которыми - квадрат воды, то ли река, то ли искусственный пруд. В глубине - частокол из светло-желтых прутов. На авансцене, на деревянном берегу стоит  ящик с яблоками, клумба с цветами. В деревянной стене справа - два маленьких окошечка - в начале спектакля оттуда будут сыпаться перья, как будто из птичника. Вообще, все первая сцена будет создавать образ деревенской идиллии, прочного налаженного хозяйства - Соня будет перекликиваться с птицами, Марина и мать Войницева, объединенная здесь в одного персонажа, будет находить свежеснесенные куриные яйца в самых неожиданных местах. Однако со временем, этот деревянный дом будет все больше похож на последнее, пригодное для жизни, прибежище, в котором воздух выгорает изнутри. Соня и Елена в сцене своего примирения вдруг ощутят нарастающий жар - Елена будет яростно трясти подолом платья, а потом обе откроют деревянные окошечки, пытаясь втянуть как можно больше воздуха в легкие. Но кажется, что снаружи только жар и огонь - оранжевые всполохи, нарастающий потрескивающий гул. Когда в финале герои будут выходить наружу, создастся ощущение, что они отправляются прямо в пекло, в страшное ничто, а пространство внутри будет похоже на горящую баню. Иван Петрович и "галка-маман" вдруг потеряют все остатки осмысленности на своих лицах - Иван Петрович будет как будто по инерции тыкать нервной рукой, сжимающей перо, мимо деревянной чернильницы, под яростную Сонину игру на флейте.

© Фестиваль "Золотая маска"

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" Андрия Жолдака

Как обычно, Жолдак насытил свой спектакль многочисленными метафорами, завязанными на предметах, обладающих многовековым культурным и мифологически шлейфом - в "Дяде Ване" таким символическим ключом становится яблоко. Герои яростно, с чавканьем поедают их, буквально вгрызаясь, изнемогая от желания и страсти. Нервный, почти юродивый профессор Серебряков становится свидетелем сексуальной сцены между Астровым и своей женой - те только яростно рубят ножом яблоки на тысячи долек на деревянном столе. Астров собирает все это в скатерть и убегает к себе с мешком через плечо.

Находя множество точных образов, визуализируя, например, схожесть судеб Елены Андреевны и Сони (Елена Андреевна смотрится в зеркало, и видит в него Соню, прильнувшую с другой стороны), режиссер утверждает эти находки на протяжении всех четырех часов спектакля, постепенно обостряя томление героев в этом пространстве с выгорающим воздухом. В какой-то момент, когда уже все понимаешь про отношения между Астровым и Еленой Андреевной, про безвыходную судьбу Елены Андреевны и Сони, про жалкость и бессмысленность алкоголика Дяди Вани, становится уже не так интересно следить за сюжетом, который и так хорошо известен.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала