Рейтинг@Mail.ru
"Сто и одна" соперница Пизанской башни - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Сто и одна" соперница Пизанской башни

Читать ria.ru в
В Италии сохранилось невероятное количество городских башен и колоколен. Древние и сравнительно молодые, изысканные и скромные, падающие и прямые – все эти высотные сооружения стали неотъемлемой частью градостроительных обликов многих итальянских городов. По количеству современных небоскребов эта страна не станет конкурировать с многоэтажными городами Азии или Америки, но по качеству высотных сооружений, прошедших проверку временем, Италия по праву занимает ведущее место в мире.

Ирина Нехорошкина для проекта Weekend

Август 1173 года стал для итальянской Пизы месяцем, определившим значение этого города не только в истории будущего государства на Апеннинском полуострове, но и его места во всемирном культурном реестре. Закладывая первый камень в основание будущей колокольни собора Санта Мария Ассунта (посвященного Успению Пресвятой Девы Марии), ее проектировщики и не подозревали, что со временем это высотное сооружение станет одним из самых узнаваемых символов Италии. И разве могли средневековые мастера предположить, что случится это отнюдь не только благодаря их архитектурной фантазии, а вследствие головокружительного стечения обстоятельств, которые вынудили Пизанскую башню навсегда распрощаться со своей проектной вертикалью и завоевать статус самой известной Падающий башни мира.

В Италии сохранилось невероятное количество городских башен и колоколен. Древние и сравнительно молодые, изысканные и скромные, падающие и прямые – все эти высотные сооружения стали неотъемлемой частью градостроительных обликов многих итальянских городов. По количеству современных небоскребов эта страна не станет конкурировать с многоэтажными городами Азии или Америки, но по качеству высотных сооружений, прошедших проверку временем, Италия по праву занимает ведущее место в мире.

Самая Падающая башня в мире

Строительство Пизанской колокольни было начато в 1173 году и продолжалось, не считая двух долгих перерывов, около двухсот лет. Ее главным автором предположительно был Бонанно Пизано. Сегодня в разных изданиях периодически высказываются предположения, что зодчий специально спроектировал свой небоскреб наклонным в расчете на то, что бы "утереть нос" конкурентам Пизы в лице соседних городов-государств Сиены и Флоренции. Однако теоретически рассчитать в XII веке устойчивость такой конструкции, да еще и с учетом коварных приморских грунтов было за пределами человеческих возможностей. Так что мастер Бонанно и помыслить не мог, что создает сооружение, которое впоследствии приобретет всемирную известность, отнюдь не благодаря своим архитектурно-техническим достоинствам, а наоборот.

Средневековый небоскреб начал крениться еще в ходе строительства. Сказались инженерные просчеты. Зыбкие прибрежные почвы (тогда Пиза была приморским городом) не выдержали огромного веса конструкции (14 454 тонны), и фундамент "поплыл", а вслед за ним просела и еще недостроенная конструкция.

Строители всячески пытались исправить ситуацию и не допустить падения колокольни. Так, например, самый последний ярус башни был заведомо возведен с наклоном, но в противоположную сторону от направления "падения" башни. Стоит напомнить, что согласно первоначальному проекту Пизанская колокольня должна была достичь высоты 98 метров, но в связи с изменившейся концепцией ее этажность уменьшили, и в результате она выросла лишь на 56,7 метра (по высокой стороне).

Но ни эти, ни последующие меры не помогли выровнять падающую красавицу, и она продолжала угрожающе склоняться к земле. В разное время наклон башни составлял: 1,5 метра (от оси) в XIV веке; 3,8 метра в XVI веке; 4,8 метра в 1935 году; 5,4 метра в 1993 году.

6 января 1990 года Пизанская колокольня была закрыта на реставрацию, которая продлилась долгие 11 лет. В результате этих работ наклон башни был уменьшен на 40 сантиметров. С ноября 2001 года туда вновь разрешен доступ всем желающим, но записаться на экскурсию следует заранее, так как на старинный небоскреб пускают только группами не более, чем в 40 человек, которые формируются предварительно.

В 2010 году была предпринята последняя на сегодняшний день попытка остановить "падение" пизанского чуда, но и после этого средневековый небоскреб продолжает ежегодно крениться, как будто поддерживая собственное реноме. Специалисты утверждают, что колокольня в Пизе простоит еще не менее века, а что будет потом, смогут оценить уже наши потомки.

Сан-Джиминьяно – город башен

В средние века башни строились по разным поводам: и в качестве церковных колоколен, и как противопожарные и наблюдательные посты, но чаще всего для того, чтобы продемонстрировать собственное могущество. Для уважающего себя феодала не было более наглядного способа заявить о своем материальном благосостоянии, чем возвести башню выше, чем у соседа. В Италии сохранилось немало городов, где еще можно встретить бесполезные, на первый взгляд, старинные сооружения повышенной этажности.

© РИА Новости, Ирина Нехорошкина
Город Сан-Джиминьяно, Тоскана, Италия

Видимо, в свое время Сан-Джиминьяно населяли люди весьма зажиточные, т.к. когда-то этот населенный пункт называли городом "ста башен". Сто не сто, но существуют документальные свидетельства о том, что в XII-XIV веке этот город неподалеку от Сиены украшали 72 высотных сооружения из туфа и травертина. Современные путешественники имеют возможность увидеть только 14 из них, но до сих пор Сан-Джиминьяно считается самым “башенным” городом Европы. Большинство башен закрыто для посетителей. Любителям пешего подъема доступна только одна, зато самая высокая, высотой в 54 метра, колокольня палаццо дель Пополо, построенная в 1311 году.

Болонские башни-близнецы

У столицы региона Эмилия, города Болоньи, есть немало характерных эпитетов – "жирная", "ученая", "арочная" и других. Когда-то, во времена средневекового строительного бума, ее называли еще и "башенной". На сегодняшний день из 200 высотных сооружений сохранилось около десятка, но истинную ценность для любителей старины представляют лишь две башни – Азинелли и Гаризенда. Они стоят в центре города, напротив друг друга, как два красноречивых свидетельства давнишнего соперничества одноименных болонских семейств.

© РИА Новости, Ирина Нехорошкина
Болонья, Италия

Эти сооружения признаны во всем мире как самые интересные примеры "падающих" башен. Их архитектурное убранство уступает изысканности пизанской родственницы, но судьба этих сестер-соперниц, безусловно, более интересна.

Строительство башни по заказу клана Азинелли началось в 1109 году, а уже через год был заложен первый камень в основание небоскреба, спроектированного для семьи Гаризенди. Причем сделано это было не где-нибудь, а на расстоянии в несколько метров от сооружения соперников.
Обе строительные компании явно спешили, не уделяя должного внимания инженерным расчетам. В результате и та, и другая башня отклонилась от вертикальной оси в направлении друг к другу.

Азинелли повезло больше, при высоте 97,2 метра ее верхушка отдалилась от заданной отметки лишь на 0,97 метра, а несчастную Гаризенду перекосило гораздо серьезнее. Какой высоты достигла бы Гаризенда, неизвестно, так как ее начали укорачивать, даже не закончив строительство, и повторяли эту процедуру еще дважды. Сейчас ее уклон, при высоте 48,16 метра, составляет 3,22 метра.

Любопытных на Гаризенду, естественно, не пускают, но подъем на соседнюю Азинелли с лихвой компенсирует эту неприятность. В распоряжении туристов целых 498 ступеней, которые ведут на вершину самой неудачной и самой высокой из “падающих” башен в мире.

Судьба миланского небоскреба

Если средневековые башни были призваны возвеличивать могущество одной конкретной семьи, то современные небоскребы являются выразителями процветания всего города. Среди прочих итальянских городов Милан является рекордсменом по количеству наиболее известных высотных сооружений, построенных уже в наше время.

18 апреля 2002 года весь мир узнал о небоскребе фирмы Pirelli – благодаря ужасной катастрофе. В этот день частный самолет протаранил самое высокое сооружение Ломбардии (127,1 метра). Не смотря на то, что миланская трагедия, в которой погибли три человека, очень сильно перекликалась с 11 сентября 2001 года в США, горожане усмотрели в этом не террористический след, а кару Господню, так как в Милане веками запрещалось строить здания выше знаменитого Миланского собора (120,5 метра). Архитекторы Пьер Луиджи Нерви и Джио Понти нарушили это табу и в 1955-59 годах соорудили многоэтажное этажное общественное здание – символ финансовой деятельности Италии, чем и вызвали гнев Всевышнего. Однако для полиции причины миланской катастрофы остались не столь очевидными. Согласно основной версии, швейцарский бизнесмен Луиджи Фазуло на пути в Милан на собственном самолете то ли не смог правильно рассчитать объем необходимого топлива и не дотянул до посадочной полосы аэропорта, толи не справился с управлением аппаратом, то ли совершил оригинальное самоубийство.

В отличие от своих американских собратьев небоскреб Pirelli устоял. После реконструкции он вновь был открыт в 2005 году. Теперь 26-ой этаж, который более других пострадал в результате этого инцидента, служит местом поминовения.

Самые высокие башни Италии

Колокольня Сан-Марко в Венеции считается одной из самых высоких в стране. Ее сооружение относится к X-XII векам. Изначально башня строилась как маяк, поэтому имела почти рекордную высоту для своего времени – 96 метров. В начале XX века власти Серениссимы признали, что это символ Венеции уже реально достиг предела износа многих несущих элементов и грозит обрушением. Опасность была настолько велика, что даже музыкантам на площади Сан-Марко было запрещено играть, чтобы дополнительными вибрациями не спровоцировать спонтанное обрушение колокольни.

14 июля 1902 года в 9.55 по местному времени колокольня не без помощи инженеров-взрывотехников была разрушена. Она не рухнула, а как бы "сложилась", почти не повредив рядом стоящие здания (пострадало только несколько статуй, украшавших библиотеку Сансовино).

Венецианцы, не представлявшие родной город без этого символа, за 10 лет возвели полный аналог старой Кампаниллы на прежнем месте. Туристы любят подниматься на смотровую площадку колокольни Сан-Марко, так как добраться туда на скоростном лифте, который появился уже в процессе реконструкции, не составляет особого труда.

© РИА Новости, Ирина Нехорошкина
Колокольня Сан-Марко в Венеции

Еще одна известная итальянская башня находится в тосканском городе Сиена, на площади Кампо. Сиенцы любовно называют ее Mangia ("обжора" или "мотовка"), в память о ее создателе Джованни ди Балдуччо, которого современники называли не иначе, как Обжорой.

Сиенская колокольня была построена между 1338-48 годами, ее высота 88 метра, правда, местные жители предпочитают называть эту величину, включая высотную отметку громоотвода, а это уже 102 метра. Чтобы забраться на смотровую площадку, придется пешком преодолеть 503 ступени.

Самая высокая колокольня в Италии стоит в малоизвестном городе Мортельяно (район Удине), ее высота достигает 113 метров. Башня была построена в разгар Первой мировой войны, в 1914 году. То, что можно увидеть сегодня, является результатом полной ее реконструкции 1955-59 годов. В реставрационных работах, в той или иной степени, принимали участие все жители города.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала