Рейтинг@Mail.ru
Художник-ясновидец Василий Суриков - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Художник-ясновидец Василий Суриков

Читать ria.ru в

24 января (12 января по старому стилю) 1848 года родился русский художник Василий Иванович Суриков, величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. Бенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь".

© РИА Новости | Перейти в медиабанк165 лет назад, 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года, в старинной красноярской казачьей семье родился русский художник Василий Иванович Суриков. Суровая сибирская природа и древние обычаи казачьего племени оказали огромное влияние на характер и творчество будущего художника. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, и край-то какой у нас. Сибирь западная - плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые - розово-красные", - писал он.

Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автопортрет. 1879 год

Автопортрет художника В.Сурикова
165 лет назад, 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года, в старинной красноярской казачьей семье родился русский художник Василий Иванович Суриков. Суровая сибирская природа и древние обычаи казачьего племени оказали огромное влияние на характер и творчество будущего художника. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, и край-то какой у нас. Сибирь западная - плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые - розово-красные", - писал он.

Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автопортрет. 1879 год

1 из 13
© РИА Новости / Э. Коган | Перейти в медиабанкПервым талант Сурикова заметил Николай Васильевич Гребнев — учитель рисования Красноярского уездного училища, после окончания которого Суриков отправился в Петербург. Поездку спонсировал красноярский золотопромышленник Кузнецов, он выдавал художнику стипендию до самого конца обучения. Суриков был принят в знаменитую Академию художеств лишь со второй попытки, но очень скоро заслужил репутацию лучшего ученика.

В.И. Суриков, "Княжий суд" (1874) из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Картина Сурикова Княжий суд
Первым талант Сурикова заметил Николай Васильевич Гребнев — учитель рисования Красноярского уездного училища, после окончания которого Суриков отправился в Петербург. Поездку спонсировал красноярский золотопромышленник Кузнецов, он выдавал художнику стипендию до самого конца обучения. Суриков был принят в знаменитую Академию художеств лишь со второй попытки, но очень скоро заслужил репутацию лучшего ученика.

В.И. Суриков, "Княжий суд" (1874) из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

2 из 13
© Василий СуриковКак любой живописец, Суриков мечтал о путешествиях, которые могли бы помочь ему усовершенствовать технику, набраться опыта. В 1875-м его картина "Апостол Павел перед судом Ирода Антипы" получила золотую медаль Академии, но из-за ареста казначея конкурса премиальных художнику не досталось. Тогда Суриков взялся за заказ - роспись строящегося Храма Христа Спасителя в Москве, четыре фрески на тему Вселенских соборов. "Работать для храма Спасителя было трудно, - вспоминал он. - Я хотел туда живых лиц ввести. Греков искал. Но мне сказали: если так будете писать - нам не нужно. Ну, я уж писал так, как требовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое".

В.И. Суриков, Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя. 1876 год

Василий Суриков. Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя. 1876
Как любой живописец, Суриков мечтал о путешествиях, которые могли бы помочь ему усовершенствовать технику, набраться опыта. В 1875-м его картина "Апостол Павел перед судом Ирода Антипы" получила золотую медаль Академии, но из-за ареста казначея конкурса премиальных художнику не досталось. Тогда Суриков взялся за заказ - роспись строящегося Храма Христа Спасителя в Москве, четыре фрески на тему Вселенских соборов. "Работать для храма Спасителя было трудно, - вспоминал он. - Я хотел туда живых лиц ввести. Греков искал. Но мне сказали: если так будете писать - нам не нужно. Ну, я уж писал так, как требовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое".

В.И. Суриков, Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя. 1876 год

3 из 13
© РИА Новости / Алексей Бушкин | Перейти в медиабанкСначала Суриков работал над фресками в Петербурге, но в 1977 году переехал в Москву. Кремль произвел на Сурикова огромное впечатление, подолгу он бродил вокруг крепостных стен в вечернее время, представляя картины давних лет - художника будто окружали призраки прошлого. "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина".

Василий Суриков, "Стрелец, прощающийся с народом" (1879 год), этюд к картине "Утро стрелецкой казни" из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина Сурикова Стрелец, прощающийся с народом из собрания Государственной Третьяковской галереи
Сначала Суриков работал над фресками в Петербурге, но в 1977 году переехал в Москву. Кремль произвел на Сурикова огромное впечатление, подолгу он бродил вокруг крепостных стен в вечернее время, представляя картины давних лет - художника будто окружали призраки прошлого. "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина".

Василий Суриков, "Стрелец, прощающийся с народом" (1879 год), этюд к картине "Утро стрелецкой казни" из собрания Государственной Третьяковской галереи.

4 из 13
© РИА Новости / Э. Коган | Перейти в медиабанкВ 1881 году масштабное полотно "Утро стрелецкой казни" предстало на суд публики, став сенсацией на Передвижной выставке. На картине изображена сцена казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году - они, в белых рубахах, с зажженными свечами в руках, обречены на смерть. Рыжебородый стрелец с ненавистью смотрит на царя Петра, окруженного сподвижниками. Эта молчаливая дуэль, в которой побеждает царь-реформатор, - настоящая трагедия народа.

В. И. Суриков, "Утро стрелецкой казни". Холст, масло. 1881 год. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина Утро стрелецкой казни художника В.И. Сурикова
В 1881 году масштабное полотно "Утро стрелецкой казни" предстало на суд публики, став сенсацией на Передвижной выставке. На картине изображена сцена казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году - они, в белых рубахах, с зажженными свечами в руках, обречены на смерть. Рыжебородый стрелец с ненавистью смотрит на царя Петра, окруженного сподвижниками. Эта молчаливая дуэль, в которой побеждает царь-реформатор, - настоящая трагедия народа.

В. И. Суриков, "Утро стрелецкой казни". Холст, масло. 1881 год. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

5 из 13
© РИА Новости / Э. Коган | Перейти в медиабанкСуриков - величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. В 1883 году он пишет картину "Меншиков в Березове", которая показывает душевную борьбу и одиночество главного соратника Петра I в глухой сибирской ссылке после смерти царя. Художника упрекали в нарушении пропорции: фигура Меншикова кажется огромной по сравнению с масштабами избушки. Но таким образом Суриков показывает всю трагичность ситуации, беспомощность некогда всесильного временщика. Меншикова на картине окружают дети: Мария, которую Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, сын Александр и младшая дочь Александра. Картину выкупил Павел Третьяков за огромные деньги - пять тысяч рублей, которые позволили художнику и его семье совершить долгожданную поездку в Европу.

В. И. Суриков, "Меншиков в Березове". Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина Меншиков в Березове художника В.И. Сурикова
Суриков - величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. В 1883 году он пишет картину "Меншиков в Березове", которая показывает душевную борьбу и одиночество главного соратника Петра I в глухой сибирской ссылке после смерти царя. Художника упрекали в нарушении пропорции: фигура Меншикова кажется огромной по сравнению с масштабами избушки. Но таким образом Суриков показывает всю трагичность ситуации, беспомощность некогда всесильного временщика. Меншикова на картине окружают дети: Мария, которую Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, сын Александр и младшая дочь Александра. Картину выкупил Павел Третьяков за огромные деньги - пять тысяч рублей, которые позволили художнику и его семье совершить долгожданную поездку в Европу.

В. И. Суриков, "Меншиков в Березове". Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

6 из 13
© РИА Новости / Э. Коган | Перейти в медиабанкСуриковы проехали через Берлин, Париж, Дрезден, Кёльн, Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею, останавливались, чтобы увидеть шедевры Тициана, Веронезе, Веласкеса, французских импрессионистов. Вернувшись в Москву, Суриков начал писать свой главный шедевр - "Боярыню Морозову", которую задумал уже давно. Три года он собирал материал, долгое время никак не мог найти образ главной героини - Феодосии Морозовой, защитницы старообрядчества и ближайшей сподвижницы протопопа Аввакума. "Я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все мелко было, терялось в толпе. ...> И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила". Темой картины Суриков выбрал момент, когда ее, закованную в кандалы, но не сломленную, увозят в Пафнутьево-Боровский монастырь, где она впоследствии умерла.

В. И. Суриков, "Боярыня Морозова". 1887 год. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина Боярыня Морозова художника В.И. Сурикова
Суриковы проехали через Берлин, Париж, Дрезден, Кёльн, Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею, останавливались, чтобы увидеть шедевры Тициана, Веронезе, Веласкеса, французских импрессионистов. Вернувшись в Москву, Суриков начал писать свой главный шедевр - "Боярыню Морозову", которую задумал уже давно. Три года он собирал материал, долгое время никак не мог найти образ главной героини - Феодосии Морозовой, защитницы старообрядчества и ближайшей сподвижницы протопопа Аввакума. "Я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все мелко было, терялось в толпе. ...> И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила". Темой картины Суриков выбрал момент, когда ее, закованную в кандалы, но не сломленную, увозят в Пафнутьево-Боровский монастырь, где она впоследствии умерла.

В. И. Суриков, "Боярыня Морозова". 1887 год. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

7 из 13
© РИА Новости / Целик | Перейти в медиабанкВ 1888 году скончалась горячо любимая жена Сурикова, Елизавета Августовна Шаре, подарившая художнику двух дочерей и бывшая для него и другом и натурщицей. Суриков с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года и написал несколько полотен. Среди них - "Взятие снежного городка", картина на тему излюбленного сибирского зимнего развлечения, в котором сам художник участвовал, будучи ребенком. Идею художнику подал брат Александр (он изображен на картине сидящим в санях в шапке-ушанке), который, пытаясь отвлечь Сурикова от грустных мыслей, активно помогал художнику в поиске материала и подготовке инсценировки. "Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", — говорил художник. "Взятие снежного городка" Суриков показал в 1891 году в Петербурге, а в 1900 году картина получила именную медаль на международной выставке в Париже.

В. И. Суриков, "Взятие снежного городка", 1981 год. Государственный Русский музей.

Репродукция картины В. И. Сурикова Взятие снежного городка
В 1888 году скончалась горячо любимая жена Сурикова, Елизавета Августовна Шаре, подарившая художнику двух дочерей и бывшая для него и другом и натурщицей. Суриков с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года и написал несколько полотен. Среди них - "Взятие снежного городка", картина на тему излюбленного сибирского зимнего развлечения, в котором сам художник участвовал, будучи ребенком. Идею художнику подал брат Александр (он изображен на картине сидящим в санях в шапке-ушанке), который, пытаясь отвлечь Сурикова от грустных мыслей, активно помогал художнику в поиске материала и подготовке инсценировки. "Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", — говорил художник. "Взятие снежного городка" Суриков показал в 1891 году в Петербурге, а в 1900 году картина получила именную медаль на международной выставке в Париже.

В. И. Суриков, "Взятие снежного городка", 1981 год. Государственный Русский музей.

8 из 13
© РИА Новости / Юрий Каплун | Перейти в медиабанкБенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь". На картине "Покорение Сибири Ермаком" Суриков, как он сам говорил, "столкнул две стихии" - два громадных войска, разделенных водами Иртыша – подплывающих на стругах дружинников Ермака и вооруженную копьями и стрелами пеструю орду Чучума. Написанию этого полотна предшествовала кропотливая работа: многочисленные этюды Иртыша, изучение "Кунгурской летописи" и истории казаков, их оружия, амуниции.

В. И. Суриков, "Покорение Сибири Ермаком". Холст, масло. 1895 год. Государственный Русский музей.

Репродукция картины В.И.Сурикова Покорение Сибири Ермаком
Бенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь". На картине "Покорение Сибири Ермаком" Суриков, как он сам говорил, "столкнул две стихии" - два громадных войска, разделенных водами Иртыша – подплывающих на стругах дружинников Ермака и вооруженную копьями и стрелами пеструю орду Чучума. Написанию этого полотна предшествовала кропотливая работа: многочисленные этюды Иртыша, изучение "Кунгурской летописи" и истории казаков, их оружия, амуниции.

В. И. Суриков, "Покорение Сибири Ермаком". Холст, масло. 1895 год. Государственный Русский музей.

9 из 13
© РИА Новости / А. Свердлов | Перейти в медиабанкТему воинского героизма русских воинов продолжает "Переход Суворова через Альпы". Суриков работал над картиной три года, даже побывал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, где написал этюды. "Главное в картине - движение, - http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/surikov_vi.php говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут".

В. И. Суриков, "Переход Суворова через Альпы". 1899 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Картина В. И. Сурикова Переход Суворова через Альпы
Тему воинского героизма русских воинов продолжает "Переход Суворова через Альпы". Суриков работал над картиной три года, даже побывал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, где написал этюды. "Главное в картине - движение, - http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/surikov_vi.php говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут".

В. И. Суриков, "Переход Суворова через Альпы". 1899 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

10 из 13
© РИА Новости / Юрий Каплун | Перейти в медиабанкДля масштабных полотен художника не хватало места, современников поражали условия, в которых работал Суриков. Например, работа над картиной "Степан Разин" была приостановлена больше чем на 20 лет из-за отсутствия мастерской. "Он задумал картину, - писала по этому поводу Т.Л.Толстая И.Е.Репину, - но она у него так разрослась, что не помещается у него в комнате, и потому он не может выполнить ее и на всю зиму обречен на портреты и этюды..."

В. И. Суриков, "Степан Разин". 1906 год. Государственный Русский музей.

Репродукция картины художника В.И.Сурикова Степан Разин
Для масштабных полотен художника не хватало места, современников поражали условия, в которых работал Суриков. Например, работа над картиной "Степан Разин" была приостановлена больше чем на 20 лет из-за отсутствия мастерской. "Он задумал картину, - писала по этому поводу Т.Л.Толстая И.Е.Репину, - но она у него так разрослась, что не помещается у него в комнате, и потому он не может выполнить ее и на всю зиму обречен на портреты и этюды..."

В. И. Суриков, "Степан Разин". 1906 год. Государственный Русский музей.

11 из 13
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1910 году Суриков вместе с зятем, художником Петром Кончаловским, посещает Испанию, где пишет множество эскизов и небольшие полотна. Кстати, семья Михалковых-Кончаловских - потомки Василия Сурикова.

В. И. Суриков, "Севилья" (1910 г.) из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Репродукция картины «Севилья» работы художника Сурикова
В 1910 году Суриков вместе с зятем, художником Петром Кончаловским, посещает Испанию, где пишет множество эскизов и небольшие полотна. Кстати, семья Михалковых-Кончаловских - потомки Василия Сурикова.

В. И. Суриков, "Севилья" (1910 г.) из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве.

12 из 13
© Василий СуриковПоследняя картина Василия Сурикова "Благовещение" осталась незавершенной, она хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова. Художник скончался 6 (19) марта 1916 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Василий Суриков Благовещение
Последняя картина Василия Сурикова "Благовещение" осталась незавершенной, она хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова. Художник скончался 6 (19) марта 1916 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
13 из 13
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала