Рейтинг@Mail.ru
Реалист кинематографа Всеволод Пудовкин - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реалист кинематографа Всеволод Пудовкин

Читать ria.ru в

28 февраля исполняется 120 лет со дня рождения режиссера, актера и теоретика кино Всеволода Пудовкина. Поиски языка кино, законов актерской игры на экране привели его к системе Станиславского, эксперименты с монтажем сложились в труды, которые стали основами кинематографического образования не только на родине, но и за рубежом.

© РИА Новости | Перейти в медиабанк28 февраля исполняется 120 лет со дня рождения режиссера, актера и теоретика кино Всеволода Пудовкина. Поиски языка кино, законов актерской игры на экране привели его к системе Станиславского, эксперименты с монтажем сложились в труды, которые стали основами кинематографического образования не только на родине, но и за рубежом.
Всеволод Пудовкин за кинокамерой во время съемок фильма
28 февраля исполняется 120 лет со дня рождения режиссера, актера и теоретика кино Всеволода Пудовкина. Поиски языка кино, законов актерской игры на экране привели его к системе Станиславского, эксперименты с монтажем сложились в труды, которые стали основами кинематографического образования не только на родине, но и за рубежом.
1 из 22
© РИА Новости / Игнатович | Перейти в медиабанкПудовкин увлекся новым искусством в 27 лет будучи уже человеком, прошедшим Первую мировую войну и немецкий плен, где он благодаря хорошей памяти изучил несколько иностранных языков - английский, немецкий, французский, польский.
Всеволод Илларионович Пудовкин
Пудовкин увлекся новым искусством в 27 лет будучи уже человеком, прошедшим Первую мировую войну и немецкий плен, где он благодаря хорошей памяти изучил несколько иностранных языков - английский, немецкий, французский, польский.
2 из 22
© РИА Новости / Петрусов | Перейти в медиабанк"Когда я впервые столкнулся с кинематографом, он поразил меня своеобразием своих задач. Ни одно искусство не могло с ним сравниться. Я чувствовал это, вероятно, интуитивно, ибо новое мое увлечение было внезапным и очень сильным", - писал Пудовкин в книге "Как я стал режиссером".

На фото: режиссер Всеволод Пудовкин за монтажным столом.

Режиссер Всеволод Пудовкин за монтажным столом
"Когда я впервые столкнулся с кинематографом, он поразил меня своеобразием своих задач. Ни одно искусство не могло с ним сравниться. Я чувствовал это, вероятно, интуитивно, ибо новое мое увлечение было внезапным и очень сильным", - писал Пудовкин в книге "Как я стал режиссером".

На фото: режиссер Всеволод Пудовкин за монтажным столом.

3 из 22
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкЕго учителями были основатель Госкиношколы (ныне ВГИК) Владимир Гардин и один из основоположников советской кинематографии Леонид Кулешов, автор знаменитого "эффекта Кулешова" - основы языка кино, когда содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.

На фото: Всеволод Пудовкин (справа) во время съемок кинофильма.

Всеволод Пудовкин
Его учителями были основатель Госкиношколы (ныне ВГИК) Владимир Гардин и один из основоположников советской кинематографии Леонид Кулешов, автор знаменитого "эффекта Кулешова" - основы языка кино, когда содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.

На фото: Всеволод Пудовкин (справа) во время съемок кинофильма.

4 из 22
© РИА Новости / О. Игнатович | Перейти в медиабанкВ кулешовском коллективе Пудовкин был одним из ближайших помощников руководителя и занимался всем сразу: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, ставил отдельные сцены и монтировал. Со временем, как это часто бывает, ученик стал подвергать сомнению некоторые методы учителя, вроде создания экранного образа не за счет правдивой актерской игры, а путем рассудочного использования определенной мимики и жеста. После провала фильма "Луч света" коллектив Кулешова распался, и Пудовкин отправился в свободное плавание.

На фото: кадр из кинофильма "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков". Режиссер Лев Кулешов. Госкино, 1924 год. В роли авантюриста Жбана - Всеволод Пудовкин (в центре).

Кадр из кинофильма Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
В кулешовском коллективе Пудовкин был одним из ближайших помощников руководителя и занимался всем сразу: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, ставил отдельные сцены и монтировал. Со временем, как это часто бывает, ученик стал подвергать сомнению некоторые методы учителя, вроде создания экранного образа не за счет правдивой актерской игры, а путем рассудочного использования определенной мимики и жеста. После провала фильма "Луч света" коллектив Кулешова распался, и Пудовкин отправился в свободное плавание.

На фото: кадр из кинофильма "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков". Режиссер Лев Кулешов. Госкино, 1924 год. В роли авантюриста Жбана - Всеволод Пудовкин (в центре).

5 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкДебютом в кино для Пудовкина стал комедийный фильм "Шахматная горячка" (1925), который он снял вместе с Николаем Шпиковским. Главную роль сыграла его жена Анна Николаевна Земцова (на фото с мужем). Анна Ли (экранный псевдоним актрисы) появилась еще раз в роли курсистки-революционерки Анны в фильме Пудовкина "Мать", а затем перестала сниматься.
Режиссер Всеволод Пудовкин (справа) с женой
Дебютом в кино для Пудовкина стал комедийный фильм "Шахматная горячка" (1925), который он снял вместе с Николаем Шпиковским. Главную роль сыграла его жена Анна Николаевна Земцова (на фото с мужем). Анна Ли (экранный псевдоним актрисы) появилась еще раз в роли курсистки-революционерки Анны в фильме Пудовкина "Мать", а затем перестала сниматься.
6 из 22
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкПервую самостоятельную работу получил в 1925 году - документальный научно-популярный фильм "Механика головного мозга" об учении и опытах Ивана Петровича Павлова. Оператором фильма был Олег Головня, ставший многолетним партнером Пудовкина.

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин (слева) и народный артист РСФСР Иван Чувелев за монтажем кинофильма "Гроза".

В. Пудовкин и И. Чувелев за монтажем
Первую самостоятельную работу получил в 1925 году - документальный научно-популярный фильм "Механика головного мозга" об учении и опытах Ивана Петровича Павлова. Оператором фильма был Олег Головня, ставший многолетним партнером Пудовкина.

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин (слева) и народный артист РСФСР Иван Чувелев за монтажем кинофильма "Гроза".

7 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНа съемках "Механики головного мозга" режиссер вновь столкнулся с наукой, которая, к его удивлению, не противоречила киноискусству. "Киноаппарат со своим, всюду проникающим глазом, возможности монтажа, позволяющие склейкой кусков вскрывать связь между отдельными явлениями действительности, казались мне не только средством для описания уже проделанных экспериментов, а сами подсказывали возможности для новых самостоятельных опытов. Зафиксированное на пленку внешнее поведение взрослого идиота, почти точно совпадающее с поведением годовалого ребенка, при просмотре в рядом поставленных кусках давало значительно больше, чем простая наглядность изложения. Мне было ясно, что точность фиксации движений позволяет исследовать их связь гораздо глубже, чем простое наблюдение глазом", - писал Пудовкин в книге "Как я стал режиссером".
Режиссер и актер Всеволод Пудовкин
На съемках "Механики головного мозга" режиссер вновь столкнулся с наукой, которая, к его удивлению, не противоречила киноискусству. "Киноаппарат со своим, всюду проникающим глазом, возможности монтажа, позволяющие склейкой кусков вскрывать связь между отдельными явлениями действительности, казались мне не только средством для описания уже проделанных экспериментов, а сами подсказывали возможности для новых самостоятельных опытов. Зафиксированное на пленку внешнее поведение взрослого идиота, почти точно совпадающее с поведением годовалого ребенка, при просмотре в рядом поставленных кусках давало значительно больше, чем простая наглядность изложения. Мне было ясно, что точность фиксации движений позволяет исследовать их связь гораздо глубже, чем простое наблюдение глазом", - писал Пудовкин в книге "Как я стал режиссером".
8 из 22
© РИА Новости / О. Игнатович | Перейти в медиабанкПервые три художественные картины - "Мать", "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингис-хана" - Пудовкин сам объединял в своеобразную трилогию. Во-первых, над их созданием он работал вместе со сценаристом Николаем Зархи и режиссером Михаилом Доллером, во-вторых, эти фильмы созданы в период немого кино. "Огромная сила немой картины была в человеке; в лице и глазах его зритель читал правду чувств, рождающих слово. Слово появлялось в надписи уже с неизбежной, точной интонацией, созданной самим зрителем. Немой кинематограф с поражающей и невозможной для театра ясностью раскрывал внутреннюю жизнь человека, показывая истоки слова в процессе его рождения", - говорил Пудовкин.

На фото: 1953 год. Всеволод Пудовкин в Италии. Репродукция фотографии.

Народный артист СССР, кинорежиссер Всеволод Пудовкин в Италии
Первые три художественные картины - "Мать", "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингис-хана" - Пудовкин сам объединял в своеобразную трилогию. Во-первых, над их созданием он работал вместе со сценаристом Николаем Зархи и режиссером Михаилом Доллером, во-вторых, эти фильмы созданы в период немого кино. "Огромная сила немой картины была в человеке; в лице и глазах его зритель читал правду чувств, рождающих слово. Слово появлялось в надписи уже с неизбежной, точной интонацией, созданной самим зрителем. Немой кинематограф с поражающей и невозможной для театра ясностью раскрывал внутреннюю жизнь человека, показывая истоки слова в процессе его рождения", - говорил Пудовкин.

На фото: 1953 год. Всеволод Пудовкин в Италии. Репродукция фотографии.

9 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ отличие от Кулешова и Эйзенштейна, отрицавших психологию, Пудовкин был убежден - чем ближе актерская игра к реальному поведению человека, тем ближе она к требованиям кинематографа. Он начал работать с актерами по системе Станиславского, умело использовал детали и крупные планы. Это помогло ему в экранизации горьковской "Матери" показать человеческие характеры более глубоко, чем это делала тогдашняя кинематография. "С такой же твердостью, с какой искал я ясно выраженную правду в человеческом лице, пытался я найти выразительную правду и в окружающей человека природе. Помню, как мы с оператором А. Головней вставали в 3 часа утра и, вооруженные аппаратом, бродили по окрестностям Москвы в поисках "рассвета". Мы нашли его на маленькой реке, со спокойной по-утреннему водой, над которой стоял еще не поднявшийся туман. Стреноженная лошадь медленно пила, низко наклонив с берега голову; от ее губ расходились плавные, мирные круги", - вспоминал Пудовкин.

На фото: Вера Барановская в роли Ниловны в художественном фильме "Мать" по роману Максима Горького.

Вера Барановская в роли Ниловны
В отличие от Кулешова и Эйзенштейна, отрицавших психологию, Пудовкин был убежден - чем ближе актерская игра к реальному поведению человека, тем ближе она к требованиям кинематографа. Он начал работать с актерами по системе Станиславского, умело использовал детали и крупные планы. Это помогло ему в экранизации горьковской "Матери" показать человеческие характеры более глубоко, чем это делала тогдашняя кинематография. "С такой же твердостью, с какой искал я ясно выраженную правду в человеческом лице, пытался я найти выразительную правду и в окружающей человека природе. Помню, как мы с оператором А. Головней вставали в 3 часа утра и, вооруженные аппаратом, бродили по окрестностям Москвы в поисках "рассвета". Мы нашли его на маленькой реке, со спокойной по-утреннему водой, над которой стоял еще не поднявшийся туман. Стреноженная лошадь медленно пила, низко наклонив с берега голову; от ее губ расходились плавные, мирные круги", - вспоминал Пудовкин.

На фото: Вера Барановская в роли Ниловны в художественном фильме "Мать" по роману Максима Горького.

10 из 22
© РИА Новости / Олег Игнатович | Перейти в медиабанк"Пудовкин — реалист. Это главная черта его творчества. Он реалист по мировоззрению, реалист по методам художественной работы, реалист по характеру кинематографического языка", - писал советский историк и критик кино Николай Иезуитов в книге "Пудовкин: Пути творчества".

На фото: Всеволод Пудовкин играет в теннис.

Народный артист СССР Всеволод Пудовкин играет в теннис
"Пудовкин — реалист. Это главная черта его творчества. Он реалист по мировоззрению, реалист по методам художественной работы, реалист по характеру кинематографического языка", - писал советский историк и критик кино Николай Иезуитов в книге "Пудовкин: Пути творчества".

На фото: Всеволод Пудовкин играет в теннис.

11 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПри работе над следующей картиной - "Конец Санкт-Петербурга" - Пудовкин, по собственному признанию, убедился, что кино ближе к литературе, нежели к театру. "Работая с актером, я понял: для того чтобы мой деревенский парень стал обобщенным представителем русского крестьянства, совсем не надо превращать его в ходячий символ, ему не надо ни условных фраз, ни условного поведения. Я по-прежнему добивался простоты и искренности в игре, все более убеждаясь, что чем больше я найду живых, глубоко индивидуальных черт в характере, играемом актером, тем убедительнее и реальнее будет обобщение", - рассказывал режиссер.

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин во время съемки фильма "Минин и Пожарский".

Всеволод Пудовкин во время съемки
При работе над следующей картиной - "Конец Санкт-Петербурга" - Пудовкин, по собственному признанию, убедился, что кино ближе к литературе, нежели к театру. "Работая с актером, я понял: для того чтобы мой деревенский парень стал обобщенным представителем русского крестьянства, совсем не надо превращать его в ходячий символ, ему не надо ни условных фраз, ни условного поведения. Я по-прежнему добивался простоты и искренности в игре, все более убеждаясь, что чем больше я найду живых, глубоко индивидуальных черт в характере, играемом актером, тем убедительнее и реальнее будет обобщение", - рассказывал режиссер.

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин во время съемки фильма "Минин и Пожарский".

12 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ период съемок фильма "Потомок Чингис-хана" Пудовкин и Зархи попали в автомобильную катастрофу, в которой сценарист погиб.

На фото: сцена продажи мехов из кинофильма "Потомок Чингисхана".

Кадр из фильма Потомок Чингисхана
В период съемок фильма "Потомок Чингис-хана" Пудовкин и Зархи попали в автомобильную катастрофу, в которой сценарист погиб.

На фото: сцена продажи мехов из кинофильма "Потомок Чингисхана".

13 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ "Потомке Чингис-хана" интересен ритм и монтаж, здесь Пудовкин чаще, чем в других своих фильмах, использует столкновение кадров, которое обычно использовал Эйзенштейн. "Монтаж — язык кинорежиссера. Так же как в живом языке, в монтаже существует слово — целый кусок заснятой пленки, фраза — комбинация этих кусков. Только по приемам монтажа можно судить об индивидуальности режиссера. Так же как литератору свойствен свой индивидуальный слог, кинорежиссеру присущ индивидуальный монтажный прием изложения", - писал он в книге "Кинорежиссер и киноматериал".

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин и писатель Сергей Михалков.

Кинорежиссер Всеволод Пудовкин и писатель Сергей Михалков
В "Потомке Чингис-хана" интересен ритм и монтаж, здесь Пудовкин чаще, чем в других своих фильмах, использует столкновение кадров, которое обычно использовал Эйзенштейн. "Монтаж — язык кинорежиссера. Так же как в живом языке, в монтаже существует слово — целый кусок заснятой пленки, фраза — комбинация этих кусков. Только по приемам монтажа можно судить об индивидуальности режиссера. Так же как литератору свойствен свой индивидуальный слог, кинорежиссеру присущ индивидуальный монтажный прием изложения", - писал он в книге "Кинорежиссер и киноматериал".

На фото: кинорежиссер Всеволод Пудовкин и писатель Сергей Михалков.

14 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПервые опыты в звуковом кино - "Дезертир" (1933) и "Победа" (1938) - для Пудовкина оказались неудачными. Попытки экспериментировать с текстом, звуком и картинкой не нашли поддержку у зрителей.

На фото: режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Герасимов (слева направо).

Г. Александров, В. Пудовкин и С. Герасимов
Первые опыты в звуковом кино - "Дезертир" (1933) и "Победа" (1938) - для Пудовкина оказались неудачными. Попытки экспериментировать с текстом, звуком и картинкой не нашли поддержку у зрителей.

На фото: режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Герасимов (слева направо).

15 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСледующим этапом в карьере Всеволода Пудовкина стали исторические фильмы. Первый из них - "Минин и Пожарский" (1939) по роману Шкловского "Русские в XVI веке". Сам режиссер считал, что реальность фильма оказалась условной с бутафорскими декорациями и костюмами из-за его неумения работать с историческим материалом.

На фото: Всеволод Пудовкин у стенда рекламных плакатов его кинофильмов.

Режиссёр, актёр, теоретик кино, народный артист СССР Всеволод Пудовкин
Следующим этапом в карьере Всеволода Пудовкина стали исторические фильмы. Первый из них - "Минин и Пожарский" (1939) по роману Шкловского "Русские в XVI веке". Сам режиссер считал, что реальность фильма оказалась условной с бутафорскими декорациями и костюмами из-за его неумения работать с историческим материалом.

На фото: Всеволод Пудовкин у стенда рекламных плакатов его кинофильмов.

16 из 22
© РИА Новости / Марк Редькин | Перейти в медиабанкВ следующем заинтересовавшем его сценарии о Суворове он увидел возможность показать на экране реальный характер: Суворова-человека, а не Суворова-полководца. Кроме правдивого образа полководца и его взаимоотношений с окружением были прекрасно сделаны панорамные съемки и сцены баталий.

На фото: Всеволод Пудовкин (в центре) на съемках фильма "Суворов". В роли Суворова Николай Черкасов (слева).

В. Пудовкин и Н. Черкасов на съемках фильма Суворов
В следующем заинтересовавшем его сценарии о Суворове он увидел возможность показать на экране реальный характер: Суворова-человека, а не Суворова-полководца. Кроме правдивого образа полководца и его взаимоотношений с окружением были прекрасно сделаны панорамные съемки и сцены баталий.

На фото: Всеволод Пудовкин (в центре) на съемках фильма "Суворов". В роли Суворова Николай Черкасов (слева).

17 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкФильм "Суворов" вышел на экран за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны и поступил "на вооружение" солдатам.

На фото: Николай Черкасов (слева) в роли Суворова в фильме "Суворов".

Николай Черкасов в фильме Суворов
Фильм "Суворов" вышел на экран за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны и поступил "на вооружение" солдатам.

На фото: Николай Черкасов (слева) в роли Суворова в фильме "Суворов".

18 из 22
© РИА Новости / О. Игнатович | Перейти в медиабанкГлавное место в творческих поисках Пудовкина занимала проблема актерской игры в кино. Он сам был актером, играл небольшие роли в своих фильмах и у других режиссеров, поэтому на съемках вместе с актерами искал правильные решения в создании персонажа. По его мнению, в кино зрителя труднее обмануть внешними приемами, чем в театре.

На фото: кадр из кинофильма "Живой труп", 1929 год. Режиссер Федор Оцеп. В роли Федора Протасова - Всеволод Пудовкин, в роли цыганки - Ната Вачнадзе.

Всеволод Пудовкин и Ната Вачнадзе. Кадр из кинофильма Живой труп
Главное место в творческих поисках Пудовкина занимала проблема актерской игры в кино. Он сам был актером, играл небольшие роли в своих фильмах и у других режиссеров, поэтому на съемках вместе с актерами искал правильные решения в создании персонажа. По его мнению, в кино зрителя труднее обмануть внешними приемами, чем в театре.

На фото: кадр из кинофильма "Живой труп", 1929 год. Режиссер Федор Оцеп. В роли Федора Протасова - Всеволод Пудовкин, в роли цыганки - Ната Вачнадзе.

19 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКартина "Адмирал Нахимов" была награждена на кинофестивале в Венеции за лучшие массовые сцены и операторскую работу (Анатолий Головня), актер Алексей Дикий получил почетный диплом за роль Нахимова. Также фильм был отмечен на фестивале в Локарно и Сталинской премией.

На фото: режиссер Всеволод Пудовкин (слева) и актер Константин Сорокин на съемках кинофильма "Адмирал Нахимов" (1946).

В. Пудовкин и К. Сорокин на съемках кинофильма Адмирал Нахимов
Картина "Адмирал Нахимов" была награждена на кинофестивале в Венеции за лучшие массовые сцены и операторскую работу (Анатолий Головня), актер Алексей Дикий получил почетный диплом за роль Нахимова. Также фильм был отмечен на фестивале в Локарно и Сталинской премией.

На фото: режиссер Всеволод Пудовкин (слева) и актер Константин Сорокин на съемках кинофильма "Адмирал Нахимов" (1946).

20 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкФильм "Жуковский" (1950) был задуман им как некий симбиоз игрового и научно-популярного кино.

На фото: Всеволод Пудовкин во время съемок кинофильма о великом русском ученом Николае Жуковском.

Режиссёр, актёр, народный артист СССР Всеволод Пудовкин
Фильм "Жуковский" (1950) был задуман им как некий симбиоз игрового и научно-популярного кино.

На фото: Всеволод Пудовкин во время съемок кинофильма о великом русском ученом Николае Жуковском.

21 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПоследним фильмом Всеволода Пудовкина стал "Возвращение Василия Бортникова" о жизни послевоенной деревни и судьбе человека, где он попытался показать современника. В этой работе режиссер с успехом использовал все свои находки: глубокое раскрытие характеров, достигнутое не в последнюю очередь точным подбором актеров, динамичный монтаж, ритм, визуальные метафоры.

На фото: Всеволод Пудовкин и актер Николай Тимофеев на съемках кинофильма "Возвращение Василия Бортникова".

Всеволод Пудовкин, Николай Тимофеев
Последним фильмом Всеволода Пудовкина стал "Возвращение Василия Бортникова" о жизни послевоенной деревни и судьбе человека, где он попытался показать современника. В этой работе режиссер с успехом использовал все свои находки: глубокое раскрытие характеров, достигнутое не в последнюю очередь точным подбором актеров, динамичный монтаж, ритм, визуальные метафоры.

На фото: Всеволод Пудовкин и актер Николай Тимофеев на съемках кинофильма "Возвращение Василия Бортникова".

22 из 22
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала